Об организации электронного документооборота со страховыми посредниками с использованием простой электронной подписи для целей налога на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43489
| официальная переписка | печать

Вопрос: Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением между участниками электронного взаимодействия.

СПАО, руководствуясь вышеуказанными нормами, планирует перейти на электронный документооборот со страховыми посредниками (страховыми агентами) в части подписания ими актов оказанных услуг простой электронной подписью.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:

1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;

2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.

В целях определения лица, подписавшего акт оказанных услуг, СПАО планируется создание личного кабинета страхового посредника в сети Интернет, авторизация и подписание документов в котором будут происходить путем использования имени пользователя, пароля, а также одноразового кода, который будет направляться страховому посреднику посредством мобильной связи.

После авторизации в личном кабинете и введения страховым посредником направленного ему одноразового кода будет происходить формирование документа - акта оказанных услуг с нанесением на него следующих реквизитов:

- о подписании данного документа простой электронной подписью;

- даты и времени простой электронной подписи;

- информации о лице, подписавшем документ - акт оказанных услуг;

- номера телефона, на который отправлялся одноразовый код;

- одноразового кода;

- уникального номера отправленного СМС с одноразовым кодом.

Достаточно ли данных реквизитов указанного документа - акта оказанных услуг для целей налога на прибыль? Нужно ли представлять налоговому органу дополнительные сведения и информацию, подтверждающие подписание страховыми посредниками документов - актов оказанных услуг простой электронной подписью?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на основании первичных учетных документов, подписанных простой электронной подписью, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя простую электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона № 63-ФЗ.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ