Об НДФЛ со страховой премии, уплачиваемой организацией по договору КАСКО, если выгодоприобретатель в части страхования автомобиля - физлицо, а в части страхования оборудования на нем - организация

Министерство финансов РФ письмо от 16.02.2017 № 03-04-06/8960
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц суммы страховой премии по комплексному страхованию автомобиля (КАСКО) и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как следует из письма, организация устанавливает техническое оборудование для сбора статистических данных на продаваемые автомобили, которое требуется застраховать. Заключить договор страхования указанного оборудования, которое принадлежит организации на праве собственности, без страхования самого автомобиля не представляется возможным. Поэтому договор, заключенный организацией со страховой компанией, предусматривает комплексное страхование автомобиля с техническим оборудованием (КАСКО), по которому выгодоприобретателем в части страхования автомобиля является физическое лицо, а в части страхования оборудования - организация. При этом в договоре оказания услуг по сбору статистических данных, который заключается с физическим лицом при покупке автомобиля, про страхование оборудования автомобиля не упоминается.

Страховым случаем в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Статьей 213 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам страхования. Так, согласно пункту 3 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного следует, что страховые взносы (премия), уплачиваемые организацией за физических лиц по рискам, связанным с комплексным страхованием автомобиля (КАСКО) в соответствии с заключенным договором, за исключением страховых взносов (премий) по рискам, связанным с установленным техническим оборудованием, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В случае если организация до конца налогового периода не будет производить выплату денежных средств налогоплательщику, то у нее как у налогового агента возникает обязанность представить в налоговый орган и налогоплательщику соответствующие сведения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН