1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 261

<Об уплате налога на прибыль и НДС при выдаче бланков трудовых книжек работодателем>

Федеральная налоговая служба письмо от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу о налогообложении налогом на прибыль организаций и применении налога на добавленную стоимость при выдаче работодателем работникам бланков трудовых книжек и взимании с работников сумм их стоимос­ти и сообщает следующее.

В связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации Минфин России в пунк­те 6 письма от 16.08.2013 № 03-03-5/33508 разъяснил, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, при выдаче казенным учреждением (органом власти, органом местного самоуп­равления) своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в письме Минфина России от 06.08.2009 № 03-07-11/199 в связи с письмом Федерального казначейства.

Пунк­том 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России.

Учитывая изложенное, по вопросу о применении налога на добавленную стоимость при выдаче работникам трудовых книжек Управление Федерального казначейства вправе руководствоваться указанными выше письмами Минфина России.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что в случае если у организации сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает в совокупности два миллиона руб­лей, то такая организация вправе применить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса.

Что касается налогообложения налогом на прибыль организаций сумм, взимаемых работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек, то необходимо учитывать следующее.

Казенные учреждения, в соответствии с положениями главы 25 Кодекса, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

Полученные доходы налогоплательщик уменьшает на произведенные расходы, которыми в соответствии с требованиями статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и до­кумен­тально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмот­ренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Доходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, определены в статье 251 Кодекса. Данный перечень является исчерпываю­щим. При этом такой вид доходов, как суммы, взимаемые работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек, данный перечень не содержит.

В соответствии с положениями статей 65—66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудового кодекса РФ) при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании статьи 66 Трудового кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

Согласно положениям пунк­тов ­46—47 указанных правил обес­печение бланками трудовых книжек и вкладышами в нее работодателей осуществляется на платной основе. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.

На основании вышеизложенного оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом поскольку обязанность работодателя приобретать бланки трудовых книжек (вкладыши в них) обусловлена подзаконным актом Федерального органа власти, затраты работодателя по приобретению указанных бланков являются обос­нованными и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, если доходы в виде сумм платы, взимаемой работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек (вкладышей в них), не превышают расходы на приобретение указанных бланков, то у казенного учреждения налогооблагаемой прибыли не возникает.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.­ Григоренко