О налогообложении НДС и налогом на прибыль агентских услуг по реализации товаров на основании заказов через интернет-сайт, оказываемых российскому принципалу иностранной организацией, не зарегистрированной и не имеющей представительств (филиалов) в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 25.05.2015 № 03-07-14/29943
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации и не имеющей представительств (филиалов) на территории Российской Федерации, российскому принципалу агентских услуг по реализации товаров на основании заказов через интернет-сайт Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи.

Поскольку агентские услуги к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 Кодекса, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российскому принципалу, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В связи с этим при приобретении у иностранной организации агентских услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, российской организации исчислять и удерживать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 246 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов, полученные иностранной организацией (получение которых не связано с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В то же время согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, налогообложению налогом на прибыль организаций у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогом на прибыль организаций в Российской Федерации не облагаются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О. ЦИБИЗОВА