О сроках рассмотрения жалоб налоговой инспекцией

Министерство финансов РФ письмо от 19.07.2012 № 03-02-07/1-180
| официальная переписка | печать

Вопрос: Решением заместителя руководителя налогового органа от 30.12.2011 ОАО привлечено к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Руководствуясь ст. ст. 137, 138, 139 НК РФ, ОАО подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Жалоба была подана 27.01.2012 через налоговый орган, вынесший обжалуемое решение.

В силу п. 3 ст. 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно п. 3 ст. 139 НК РФ налоговый орган, вынесший решение, обязан в течение трех дней со дня поступления апелляционной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Так как налоговые органы являются единой централизованной системой (п. 1 ст. 30 НК РФ), срок принятия решения налогового органа по жалобе исчисляется с момента ее получения налоговым органом, вынесшим обжалуемое решение.

Таким образом, с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ решение по жалобе должно было принято вышестоящим налоговым органом не позднее 17.02.2012, а было принято только 06.07.2012. ОАО не уведомлялось о продлении срока принятия решения по жалобе.

В силу п. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

В свою очередь в соответствии с п. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Предусмотрена ли ответственность должностных лиц налогового органа за несоблюдение срока принятия решения по апелляционной жалобе?

Ответ:

В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, Минфин России не рассматривает вопросы правоприменительной практики.

Вместе с тем сообщается следующее.

Пунктом 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, - один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней.

Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе.

Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу.

Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (в частности, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 13065/10).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин