1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать

<Об учете амортизационной премии>

Министерство финансов РФ письмо от 26.01.2011 № 03-03-06/1/27

Вопрос: Участник ООО выходит из состава учредителей. При выходе из общества участнику передается ОС (основное средство) по стоимости, равной действительной стоимости доли.

Действительная стоимость доли превышает сумму первоначального взноса. И в бухгалтерском, и в налоговом учете ОС полностью самортизировано. В начале 2008 г. по данному ОС применялась амортизационная премия. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества в пределах первоначального взноса участнику при выходе из общества не признается реализацией. В данном случае действительная стоимость превышает первоначальную, прошло менее 5 лет с момента применения амортизационной премии.

Необходимо ли в целях исчисления налога на прибыль восстановить амортизационную премию при передаче имущества выходящему из общества участнику?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета амортизационной премии и сообщает следующее.

Согласно п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).

В соответствии с абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Подпунктом 5 п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками не признается реализацией товаров, работ или услуг.

Учитывая, что выходящему из общества с ограниченной ответственностью участнику передается основное средство, стоимость которого превышает первоначальный взнос участника, положение пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ не может быть применено.

Таким образом, расходы, включенные в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализуется основное средство. При этом вышеуказанные расходы подлежат восстановлению в том размере, в котором они были ранее включены в состав расходов.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В. РАЗГУЛИН