О землеустройстве

Законопроект
Вид закона: Федеральный закон
| законопроекты | печать

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) землеустройство – взаимосвязанные мероприятия по обеспечению условий для наилучшего использования земель, расположенных в территориальной зоне, предусматривающей ведение сельского хозяйства, (далее- земли сельскохозяйственного назначения);

2) землеустроительные документы – сельскохозяйственный регламент, землеустроительная карта, проект землеустройства, а также соглашение о проведении землеустройства, материалы землеустроительных изысканий, отчет о землеустроительном надзоре;

3) участник землеустройства – собственник, землепользователь или землевладелец земельного участка, которые вправе выступать с ходатайством о проведении землеустройства и участвовать в согласовании проекта землеустройства. Если иное не установлено законом, арендатор земельного участка является участником землеустройства вместо собственника земельного участка, вне зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок, если срок договора аренды на начало проведения землеустройства превышает пять лет. Арендатор земельного участка, срок договора по которому составляет менее пяти лет, не является лицом, участвующим в землеустройстве. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, не осуществляющие распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, могут являться участниками землеустройства, если за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется финансирование землеустроительных работ;

4) признаки ненадлежащего использования земель – обстоятельства, свидетельствующие об использовании земель способами, ухудшающими ее полезные свойства;

5) надлежащее (рациональное) использование земель – использование земель способом, обеспечивающим сохранение плодородия и иных природных свойств почв;

6) нормативы землеустройства – требования к минимально допустимому уровню плодородия надлежаще используемых земель, на которых проводится землеустройство, и их обустройству (обеспеченность защитными насаждениями, сооружениями, дорогами, соотношение сельскохозяйственных угодий с видами разрешенного использования земельных участков), которые устанавливаются в зависимости от местных природных и хозяйственных условий;

7) недостатки землепользования – существование земельных участков, которые ввиду местоположения своих границ, нахождения в определенной местности, несоблюдения норматива землеустройства, препятствуют надлежащему использованию земель с учетом имеющихся технических средств ведения сельского хозяйства. К указанным недостаткам, в частности, относятся: малоземелье (недостаточная площадь земельных участков для использования их в целях ведения сельского хозяйства), изломанность их границ, чересполосица, вкрапливание, ненадлежащий севооборот;

8) землеустроитель - гражданин, осуществляющий землеустроительные мероприятия и работы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные начала законодательства о землеустройстве

Законодательство о землеустройстве основано на следующих основных началах:

землеустройство осуществляется добровольно, кроме случаев обязательного землеустройства, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

защиты интересов правообладателей земельных участков, участвующих в землеустройстве и недопустимости ухудшения их имущественного положения вследствие проведения землеустройства;

обязательности учета документов землеустройства при принятии решений об утверждении (изменении) документов территориального планирования, территориального зонирования, о создании или об изменении границ особо охраняемых природных территорий, документации по планировке территории, лесохозяйственных регламентов;

преимущества общественных потребностей в сохранении окружающей среды, в том числе достопримечательных мест, уклада жизни местного населения перед задачей увеличения объемов сельскохозяйственного производства;

государственной поддержки землеустройства, которая заключается в предоставлении в соответствии с правилами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субсидий или оказании иной помощи в связи с осуществлением землеустройства;

необходимости взаимной связи между землеустроительными мероприятиями и всеми государственными и местными мерами (мероприятиями) поддержки сельского хозяйства, а также с требованиями законодательства об охране окружающей среды;

открытости и доступности всех документов землеустройства за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечения надлежащего использования земель.

Статья 3. Цели и задачи землеустройства

1. Целями землеустройства являются:

1) обеспечение надлежащего использования земель, на которых ведется сельское хозяйство;

2) создание условий для повышения производительности сельского хозяйства;

3) сохранение и восстановление достопримечательных мест и природных ландшафтов в той мере, в какой это может быть обеспечено посредством землеустройства;       

4) сохранение уклада жизни сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2. Задачами землеустройства являются:

1) определение наиболее подходящих видов разрешенного использования земельных участков с учетом плодородия почв и существующих способов ведения сельского хозяйства;

2) устранение сложившихся недостатков землепользования и предотвращение новых;

3) сохранение и повышение плодородия земель посредством проведения землеустроительных мероприятий и работ, а также мелиоративных и агрохимических мероприятий.

Статья 4. Законодательство о землеустройстве

Отношения в области землеустройства регулируются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Земли, на которых проводится землеустройство

1. Сельскохозяйственный регламент и землеустроительная карта, определяющая границы его действия, разрабатываются с целью определения (изменения границ) территориальной зоны сельскохозяйственного назначения.

2. Границы территориальной зоны сельскохозяйственного назначения не должны пересекать границы иных территориальных зон, границы земельных участков (кроме земельных участков, границы которых в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон), границы населенных пунктов, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и государственную границу Российской Федерации.

3. Проект землеустройства может составляться на всю территориальную зону сельскохозяйственного назначения, на один земельных участок, а также на совокупность смежных либо несмежных, но близкорасположенных земельных участков, применительно к которым в целях достижения целей ведения сельского хозяйства целесообразно одновременное проведение землеустройства (далее - рабочий участок).   

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации   в области землеустройства

Правительство Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области охраны земель и землеустройства, обязательные для органов исполнительной власти и органы местного самоуправления;  

2) утверждает признаки ненадлежащего использования земель, которые используются в сельском хозяйстве, и наличие которых является основанием для изъятия земельных участков;

3) утверждает государственные программы в области землеустройства и повышения плодородия почв для проведения землеустройства в двух и более субъектах Российской Федерации, а также в связи освоением значительного количества новых земель для использования в сельском хозяйстве.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области землеустройства

Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти:

1) утверждают классификацию земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий с точки зрения их пригодности для использования в сельском хозяйстве;

2) обеспечивают подготовку и выполнение утверждаемых Правительством Российской Федерации государственных программ;

3) утверждает порядок расчета нормативов землеустройства.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области землеустройства

1. Законами субъектов Российской Федерации определяется:

1) предельный минимальный размер земельного участка, образуемых из земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, который устанавливается с учётом видов разрешенного использования;

2) предельная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности одного лица в границах городского округа или муниципального района. Указанный размер не может быть более тридцати процентов площади данного муниципального образования.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) утверждают программы в области землеустройства и повышения плодородия почв, в том числе в соответствии с государственными программами, утверждаемыми Правительством Российской;

2) устанавливают нормативы землеустройства;

3) разрешают разработку и утверждают проекты землеустройства, предусматривающее его обязательное проведение (далее – обязательное землеустройство);

4) обеспечивают финансирование землеустроительных работ в ходе обязательного землеустройства, если указанные обязанности не возложены на органы местного самоуправления или на иных участников землеустройства;

5) устанавливают порядок предоставления субсидий на проведение землеустройства из средств регионального или местного бюджетов, проводимого как по заказу органа местного самоуправления, так и по заказу граждан и юридических лиц, и предоставляют соответствующие субсидии.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов обеспечивают проведение землеустройства, не указанного в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона, и в частности:

1) утверждают и вносят изменения в сельскохозяйственный регламент;

2) обеспечивают разработку и утверждение проекта землеустройства, подготовка которого осуществляется за счет средств местного бюджета;

3) разрешают разработку и утверждают проект землеустройства, подготовка которого осуществляется за счет средств заинтересованных лиц;

4) обеспечивают финансирование землеустроительных работ в ходе   землеустройства, если указанные обязанности не возложены на иных участников землеустройства;

5) обращаются в суд за понуждением к выполнению работ, предусмотренных обязательным землеустройством;

6) осуществляют иные полномочия в области землеустройства.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и  Севастополя осуществляют полномочия органов местного самоуправления в области землеустройства, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено иное.

Статья 10. Перераспределение полномочий в области землеустройства

Законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в области землеустройства могут быть полностью или частично перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 11. Взаимодействие землеустроителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области землеустройства

1. Если землеустроительные документы предусматривают строительство сельскохозяйственных сооружений и (или) жилого дома, возводимого крестьянским (фермерским) хозяйством для собственных нужд (далее - жилой дом), но которые не предусмотрены документами территориального планирования (документацией по планировке территории), то не менее чем за месяц до утверждения землеустроительных документов землеустроителем, подготавливающим соответствующий землеустроительный документ, запрашивается мнение органа местного самоуправления, ответственного за подготовку правил землепользования и застройки, относительно условий и местоположения проектируемых зданий и сооружений. Это мнение подлежит учету, если это не приводит к нарушению целей проекта землеустройства.

2. Если землеустроительные документы предусматривают работы по мелиорации земель (за исключением размещения мелиоративных сооружений, предусмотренных документацией по планировки территории), то не менее чем за месяц до утверждения землеустроительных документов землеустроителем, подготавливающим соответствующий землеустроительный документ, предварительно запрашивается мнение органа исполнительной власти, ответственного за проведение мелиорации земель о характеристиках мелиоративных сооружений и их местоположению. Это мнение подлежит учету, если это не приводит к нарушению целей проекта землеустройства.

3. Ответы на запросы, предусмотренные в частях 1 и 2 настоящей статьи, должны быть даны в течение десяти дней со дня их поступления в орган местного самоуправления. Отсутствие ответа лишает возможности органы, указанные в частях 1 и 2 настоящий статьи оспаривать проект землеустройства в части возможности размещения сооружений сельскохозяйственного назначения, жилого дома и мелиоративных сооружений, их параметров и местоположения.

4. Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, утвердивший проект землеустройства, предусматривающий в качестве землеустроительных работ одно из мероприятий программ, указанных в статьях 7 или 8 настоящего Федерального закона, извещает об утвержденном проекте орган исполнительной власти, ответственный за исполнение соответствующей программы. В случае изменения программы в части, затрагивающей землеустроительные работы, о котором было подано извещение, ответственный за исполнение соответствующей программы уведомляет о состоявшихся изменениях орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, утвердивший проект землеустройства.

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 12. Землеустроительные мероприятия

Землеустроительными мероприятиями являются:

изучение состояния земель;

планирование использования земель;

подготовка сельскохозяйственного регламента;

подготовка проекта землеустройства;

выполнение проекта землеустройства;  

надзор за выполнением проекта землеустройства.

Статья 13. Изучение состояния земель

1. Изучение состояния земель осуществляется в тех случаях, когда имеющихся сведений в Едином государственном реестре недвижимости или в системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства недостаточно для принятия решений о планировании использования земель и проведению землеустроительных мероприятий. Изучение сведений о состоянии земель допускается также и в тех случаях, когда сведения о сельскохозяйственных угодьях в Едином государственном реестре недвижимости не обновлялись на протяжении десяти и более лет.

2. Изучение состояния земель заключается в оценке качества земель, проведении почвенных, геоботанических, агрохимических и иных необходимых обследований, изысканий.

3. По результатам изучения земель осуществляется подготовка материалов землеустроительных изысканий, а именно землеустроительных карт и отчетов, содержащих выявленные сведения.

Статья 14. Планирование использования и охраны земель

1. Планирование использования и охраны земель, на которых проводится землеустройство, осуществляется путем отраслевого и территориального планирования.

2. Отраслевое планирование осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в статьях 7 - 9 настоящего Федерального закона, путем подготовки:

1) документов стратегического планирования (основных направлений в области развития землеустройства, государственных целевых программ в области землеустройства, повышения плодородия почв и поддержке сельского хозяйства);

2) нормативов землеустройства;

3) классификации земель с точки зрения их пригодности для использования в сельском хозяйстве;

4) сельскохозяйственных регламентов.

3. Границы территориальных зон сельскохозяйственного назначения должны быть обоснованы в генеральных планах поселений (городских округов) или в документах территориального планирования муниципальных районов (в отношении межселенной территории) исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о сельскохозяйственных угодьях и их классификации с точки зрения их пригодности для использования в сельском хозяйстве.

4. При подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории в целях размещения объектов федерального, регионального или местного значения в границах сельскохозяйственных угодий должно быть выбрано такое место их размещения, которое окажет наименее возможное отрицательное воздействие на данные угодья. Для достижения указанных целей при подготовке документов территориального планирования:

1) учитываются утвержденные землеустроительные документы;

2) для размещения объектов федерального, регионального или местного значения выбирается по возможности размещение на худших по качеству землях без нарушения работы мелиоративных сетей и сложившихся севооборотов;

3) для снижения степени влияния отрицательных последствий размещения объектов государственного или муниципального значения в границах сельскохозяйственных угодий в качестве сопутствующих мероприятий при планировании размещения объектов федерального, регионального или местного значения должно быть предусмотрено обязательное землеустройство.

Статья 15. Подготовка и выполнение проекта землеустройства

1. В ходе подготовки и исполнения проекта землеустройства разрабатываются и (или) осуществляются землеустроительные работы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Порядок подготовки и выполнения землеустроительного проекта устанавливается главами IV и V настоящего Федерального закона.

Статья 16. Надзор за выполнением проекта землеустройства

1. Надзор за выполнением проекта землеустройства осуществляется землеустроителем если это предусмотрено договором о составлении проекта землеустройства или соглашением о порядке осуществления землеустройства.

2. Надзор за выполнением проекта землеустройства должен быть поручен землеустроителю, если указанным проектом предусматривается организация строительства сооружения или устройство защитных насаждений, либо если выполнение землеустроительных работ осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.  

3. Сведения, полученные в ходе надзора за исполнением проекта землеустройства, могут являться основанием для принятия решения о внесения изменений в землеустроительные документы, основанием для прекращения (возобновления) государственных мер поддержки ведения сельского хозяйства.

Глава III. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Статья 17. Соотношение землеустроительных документов

                    с документами территориального планирования

и документацией по планировке территории

1. Землеустроительные документы должны соответствовать федеральным, региональным, местным документам стратегического планирования, документам территориального планирования, утверждённой документации по планировке территории, лесохозяйственному регламенту или положению об особо охраняемой природной территории.  

2. Если при разработке землеустроительных документов окажется, что целесообразно с точки зрения проведения землеустройства внести изменения в документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территории, лесохозяйственный регламент или положение об особо охраняемой природной территории, то землеустроитель, ответственный за разработку землеустроительных документов, обязан предложить органу исполнительной власти или местного самоуправления, утвердившему указанные документы, внести необходимые изменения.

3. Предложение, указанное в части 2 настоящей статьи, должно быть удовлетворено, если это не нарушает целей принятия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, лесоустроительного регламента или положения об особо охраняемой природной территории, а также существенным образом помогает достичь целей землеустройства.

4. Органы местного самоуправления осуществляют планирование землеустроительных мероприятий и землеустроительных работ в соответствии с государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области охраны и использования земель.

5. Землеустроительные документы подлежат учету при подготовке документов территориального планирования, и документации по планировке территории, осуществлению иной градостроительной деятельности, созданию и охране особо охраняемых территорий и объектов.

6. При подготовке документов землеустройства должны быть учтены сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

7. Сельскохозяйственный регламент не является частью правил землепользования и застройки.

Статья 18. Сельскохозяйственный регламент

1. В границах земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственный регламент устанавливает:

1) виды разрешенного использования земельных участков (основные, вспомогательные и отсроченные);

2) условия или обстоятельства, необходимые для признания отсроченного вида использования основным и условия для использования земельного участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, в том числе возможность и условия застройки земельных участков зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения и (или) жилым домом, в том числе допустимая плотность и параметры застройки.

2. В сельскохозяйственном регламенте приводятся сведения об установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации применительно к данным земельным участкам:

1) нормативах землеустройства земельных участков;

2) требованиях к предельным размерам земельных участков;

3. К сельскохозяйственному регламенту прилагается землеустроительная карта, на которой отображаются границы земель сельскохозяйственного назначения, определяются границы сельскохозяйственных угодий, а также границы рабочих участков, на которых целесообразно проведение обязательного землеустройства с указанием цели его проведения.

Статья 19. Утверждение и изменение сельскохозяйственного регламента

1. Утверждение сельскохозяйственного регламента осуществляется органами самоуправления городских округов или муниципальных районов, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Изменение сельскохозяйственного регламента осуществляется в том же порядке, что и его утверждение.

2. Утверждение сельскохозяйственного регламента осуществляется после их обсуждения в порядке, предусмотренном главой V настоящего Федерального закона (далее - обсуждение).

3. Уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых был утвержден проект землеустройства, отменяет его действие на земли, исключенные из границ территориальной зоны сельскохозяйственного назначения.

Утверждение в отношении земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного регламента прекращает действие иных регламентов (положений), определяющих вид разрешенного использования земельных участков.

4. Изменения площади земель сельскохозяйственного назначения не влияет на содержание сельскохозяйственного регламента.

5. Сельскохозяйственный регламент утверждается без установления срока его действия.

6. В случае необходимости изменения границ территориальной зоны сельскохозяйственного назначения и иной территориальной зоны такое изменение осуществляется в порядке, установленном для подготовки документа, утверждающего границы иной территориальной зоны.

7. Утверждение сельскохозяйственного регламента означает также и утверждение границы территориальной зоны, в отношении которой он действует.

8. Утвержденный сельскохозяйственный регламент направляется в орган регистрации прав.

Статья 20. Основания для изменения сельскохозяйственного регламента

1. После изменения документов территориального планирования, предусматривающих изменение местоположения границ функциональных зон, в которых предусматривается ведение сельского хозяйства, либо размещение объектов федерального, регионального или местного значения с образованием земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения, уполномоченный орган обязан в шестимесячный срок подготовить сельскохозяйственный регламент для земель сельскохозяйственного назначения, соответствующих изменившимся границам данных функциональных зон.

2. Сельскохозяйственный регламент может быть изменен также в связи с принятием решения о создании или расширении особо охраняемых природных территорий либо в связи с консервацией земельных участков, если это приводит к прекращению сельскохозяйственной деятельности в определенной местности.

3. В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, уполномоченный орган вносит изменения или отменяет соответствующий сельскохозяйственный регламент в течение трех месяцев со дня наступления обстоятельств, явившихся причиной для принятия данного решения. При этом обсуждение указанных изменений не проводится, если содержание сельскохозяйственного регламента не изменяется.

4. Сельскохозяйственный регламент может быть изменен по заявлению участника землеустройства, которое подается в уполномоченный орган.

5. Заявление об изменении сельскохозяйственного регламента подлежит обсуждению, за исключением тех случаев, когда заявителю принадлежат на праве собственности земельные участки, площадь которых составляет более чем семьдесят пять процентов от общей площади территориальной зоны, в отношении которой устанавливается сельскохозяйственный регламент.

6. Заявление об изменении сельскохозяйственного регламента должно быть рассмотрено в течение месяца (четырех месяцев при необходимости проведения обсуждения) и удовлетворено, за исключением следующих случаев:

1) указанные в заявлении предложения противоречат утвержденным документам территориального планирования или установленным законом требованиям по использованию земельных участков для целей ведения сельского хозяйства, в том числе нормативам землеустройства;

2) начато и не завершено обсуждение изменений в документы территориального планирования, которые могут привести к исключению соответствующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) участникам землеустройства, которым принадлежат земельные участки площадью более пятидесяти процентов площади территориальной зоны, в отношении которой устанавливается сельскохозяйственный регламент, при обсуждении данных изменений высказались против них;

4) в отношении земельных участков, утвержден или разрабатывается проект землеустройства, который позволяет достичь тех же целей, что и изменение сельскохозяйственного регламента.

  

Статья 21. Проект землеустройства

1. Проект землеустройства является документом, определяющим после его утверждения содержание, перечень, последовательность и сроки выполнения землеустроительных работ. На основании проекта землеустройства может быть установлен вид разрешенного использования земельного участка, в том числе образуемого.

2. Вне зависимости от сельскохозяйственного регламента проект землеустройства определяет:

1) местоположение мелиоративных сооружений;

2) местоположение защитных сооружений и насаждений, обеспечивающих защиту земель, используемых в сельском хозяйстве;

3) размещение на землях, подлежащих землеустройству, дорог, линий электропередач, сооружений связи, водопроводов, газопроводов, нефтепроводов и других линейных объектов (далее - инженерные сооружения), не являющихся объектами федерального, регионального или местного значения;

4) размещение временных (на срок не более трех лет) строительных площадок и мест для складирования грузов, стоянки техники в целях строительства объектов, перечисленных в настоящей части, а также сроки возможного использования соответствующих земельных участков в целях осуществления землеустройства с отклонением от вида разрешенного использования (в этом случае вид разрешенного использования не изменяется, однако допускается использование земельного участка в указанных целях с отступлением от вида разрешенного использования);

5) определения границ земель, подлежащих рекультивации и консервации, если проект землеустройства предусматривает эти работы в качестве землеустроительных работ;

6) места переноса и (или) складирования плодородного слоя почвы, снимаемого в ходе строительства объектов, указанных в настоящей части;

7) отступление от установленных минимальных размеров земельных участков, если это вызвано особенностями рельефа и использования земельного участка (указанное отклонение не может быть более десяти процентов от установленного минимального размера).

3. Проект землеустройства утверждается органом местного самоуправления городского округа или муниципального района, за исключением проекта обязательного землеустройства, который утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

В случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляет иной орган государственной власти или местного самоуправления, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, орган исполнительной власти или местного самоуправления, осуществляющий изъятие земельных участок для государственных или муниципальных нужд вправе самостоятельно обеспечить разработку и утвердить проект землеустройства, уменьшающий неудобства, причиняющие данным изъятием, либо заключить соглашение с уполномоченным органом, предусматривающее обязанность уполномоченного органа обеспечить соответствующее землеустройство.

4. Проект землеустройства разрабатывается на срок от 5 до 20 лет и после истечения установленного срока считается недействующим. Если проект землеустройства разрабатывается для проведения обязательного землеустройства, то срок его действия не может быть менее 10 лет.

5. На земельных участках, в отношении которых действует сельскохозяйственный регламент, запрещается строительство не предусмотренных проектом землеустройства:

1) зданий или сооружений, возведение которых требуют разрешения на строительство или уведомления, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности;

2) мелиоративных сооружений.

6. Выдел земельных долей или перераспределение более десяти земельных участков осуществляется только на основании проекта землеустройства. Спор, между участниками долевой собственности, препятствующий утверждению проекта землеустройства, разрешается судом.

7. Проект землеустройства может предусматривать в качестве условия проведения землеустроительных работ на принадлежащих гражданам или юридическим лицам земельных участках сельскохозяйственного назначения, обязательства указанных лиц по передаче в государственную или муниципальную собственность земельных участков или построенных сооружений в том числе путем обмена или бесплатного перераспределения земельных участков.

8. Условия, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть связаны исключительно с исполнением землеустроительных работ по размещению дорог, защитных или мелиоративных сооружений, которые могут находиться в государственной или муниципальной собственности. Требование о передаче земельных участков в государственную или муниципальную собственность должны находиться в пределах той выгоды, которую участник землеустройства извлекает из его проведения, но в любом случае не превышать десяти процентов площади земельного участка до утверждения проекта землеустройства.

Статья 22. Содержание проекта землеустройства

1. Проект землеустройства состоит из:

1) перечня землеустроительных работ и вспомогательных мероприятий;

2) проекта межевания земельных участков (при наличии необходимости образования или изменения земельных участков);

3) землеустроительной карты.

4) пояснительной записки.

2. Перечень землеустроительных работ содержит описание их содержания, определение последовательности и сроков их исполнения, этапы и показатели их исполнения, а также примерный расчет стоимости работ по их осуществлению.   

3. В качестве вспомогательных мероприятий проектом землеустройства могут быть предусмотрено заключение сделок, направленных на укрупнение размера долей в земельных участках, приобретение земельных участков, установление или прекращение сервитутов. В случае, если с целью обеспечения землеустроительных работ, целесообразно приобретение земельных участков право преимущественной покупки, такое право на основании утвержденного проекта землеустройства, закрепляется за собственником земельного участка, площадь которого в соответствии с проектом землеустройства целесообразно увеличить.

4. В проекте землеустройства предусматривается приобретение прав на земельные участки и (или) увеличение площади земельных участков в силу их перераспределения в пользу:

1) собственников земельных участков, которым дополнительные площади необходимы для исправления недостатков землепользования;

2) собственников земельных участков, размеры которых не соответствуют установленным минимальным размерам земельных участков, выразивших согласие на оплату приобретаемых земельных участков (приобретаемых площадей).

5. Проект межевания земельных участков является документом, определяющим размеры и местоположение образуемых земельных участков в отношении земель, на которых осуществляется землеустройство (за исключением земельных участков, образуемых на основании проекта межевания территории).

Проект межевания земельных участков не должен противоречить землеустроительной карте и перечню землеустроительных работ.

6. В проекте межевания земельных участков, если это обосновано перечнем землеустроительных работ, может быть также указано разрешенное использование земельного участка:

1) отличающееся от перечня видов разрешенного использования, установленных предусмотренных сельскохозяйственным регламентом (в случаях, перечисленные в части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона);

2) являющееся уточнением перечня видов разрешенного использования, установленных сельскохозяйственным регламентом.

7. Содержание землеустроительных карт в составе проекта землеустройства определяется в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона.

8. В пояснительной записке определяется состояние земель и земельных участков до утверждения проекта землеустройства, цель проведения землеустроительных работ, обоснование их выбора, ожидаемые показатели их осуществления, в том числе финансово-экономические. В качестве обосновывающих материалов к проекту землеустройства могут прилагаться почвенные карты, планы размещения мелиоративных сооружений, защитных сооружений и насаждений, а также ранее подготовленные землеустроительные документы и иные необходимые материалы.

9. Проект землеустройства может предусматривать несколько этапов его выполнения.

10. По желанию заказчика в проект землеустройства могут быть включены также проектно-сметные расчеты, связанные со строительством зданий и сооружений и размещением насаждений в ходе землеустроительных работ.

11. Требования к форме проекта землеустройства определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

12. По желанию заказчика проект землеустройства может быть подготовлен исключительно в электронном виде.

Статья 23. Землеустроительные работы

В качестве землеустроительных работ могут осуществляться работы:

изыскательские работы, геодезические и картографические работы, обеспечивающие землеустройство;

связанные с образованием земельных участков (за исключением кадастровых работ);

проектирование и организация строительства необходимых для ведения сельского хозяйства защитных сооружений, полевых и скотопрогонных дорог и инженерных сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства;

проектирование и устройство защитных лесных насаждений;

определение видов разрешенного использования земельных участков и соотнесение их с сельскохозяйственными угодьями и устройство севооборотов;

проектирование и организация строительства мелиоративных сооружений и гидротехнических сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства;

организация использования кормовых угодий;

определение видов, параметров и местоположения вновь возводимых зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения;

устройство земельных участков для посадки многолетних плодово-ягодных насаждений;

определение места размещения жилого дома на земельном участке.

2. Работы по увеличению плодородия земель могут являться землеустроительными работами, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Заинтересованный правообладатель земельного участка вправе их осуществлять по своему усмотрению без утвержденных землеустроительных документов.

3. Работы, перечисленные в пунктах 1 - 7 части 1 настоящей статьи, могут входить в состав обязательного землеустройства в зависимости от целей его проведения.

4. Работы по рекультивации и консервации земель могут быть предусмотрены проектом землеустройства, в том числе, если лица, обязанные их осуществить, не приступили своевременно к их проведению, либо если указанные работы не достигли своей цели.

5. Последствия работ, содержащихся в проекте землеустройства, должны предусматривать равномерное распределение преимуществ от их проведения среди участников землеустройства пропорционально их вкладу в осуществление землеустроительных работ.

Статья 24. Землеустроительные карты

1. Землеустроительными картами являются специальные карты, содержащие сведения, обосновывающие или описывающие землеустроительные мероприятия ли землеустроительные работы.

2. На землеустроительных картах приводятся описание сельскохозяйственных угодий с указанием их местоположения, существующие здания и сооружения, проектируемое место размещения сельскохозяйственных зданий и сооружений, мелиоративных сооружений, жилого дома, защитных сооружений, защитных насаждений, и иных землеустроительных работ, результат проведения которых может быть изображен графически. Также в указанных картах приводится проектное положение линейных объектов государственного или местного значения, размещение которых предусмотрено утвержденной документацией по планировки территории.

3. Землеустроительные карты по составу сведений и масштабу могут различаться в зависимости от того, подготовлены ли в результате изучения земель в качестве приложения к сельскохозяйственному регламенту или в составе проекта землеустройства.

4. Требования к составу и масштабу землеустроительной карты определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Соглашение о проведении землеустройства

1. Соглашение о проведении землеустройства представляет собой договор, заключенный между лицами, участвующими в землеустройстве, о порядке выполнения проекта землеустройства.

В соглашении о проведения землеустройства могут участвовать органы исполнительной власти или местного самоуправления, хотя и не являющиеся участниками землеустройства, но осуществляющие финансирование землеустроительных работ, а также землеустроители, осуществившие подготовку проекта землеустройства.

2. В случае, если проектом землеустройства предусмотрено образование земельных участков, преимущественное приобретение прав на земельные участки, в том числе в порядке проведения перераспределения, прекращение прав на недвижимое имущество или установление сервитутов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, то участниками землеустройства и сторонами соглашения о проведении землеустройства в отношении данных участков могут является только собственники земельных участков и их представители.

3. Соглашение о проведении землеустройства заключается по взаимному волеизъявлению участников землеустройства. Соглашение заключается в обязательном порядке:

1) в тех случаях, когда все землеустроительные работы финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение трех месяцев со дня утверждения проекта землеустройства;

2) в случаях, указанных в части 2 настоящей статьи.

4. Если в ходе землеустроительных работ предусматривается образование земельных участков, принадлежащих нескольким лицам, то в соглашении о проведении землеустройства определяются условия и порядок возникновения прав на земельные участки. В данном случае заключение соглашения об образовании земельного участка не требуется, а соглашение о проведении землеустройства является правовым основанием для регистрации прав на образуемые (изменяемые) земельные участки.

5. Соглашения о проведении землеустройства должно содержать:

1) указание реквизитов решений об утверждении проекта землеустройства, в отношении которого оно заключается;

2) сведения об участнике землеустройства, заключающим соглашение (наименование юридического лица и номер его регистрации в государственном реестре юридических лиц, фамилия, имя отчество физического лица и его паспортные данные);  

3) сведения о земельных участках, на которых осуществляется землеустройство (кадастровый номер земельного участка, его площадь, местоположение);

4) сведения о правах участников землеустройства на земельные участки, в отношении которых осуществляется землеустройство (вид права, реквизиты правоустанавливающих документов);

5) обязательство участника землеустройства обеспечить осуществление землеустроительных работ в определенных объемах, в том числе обеспечить образование земельных участков;

6) последовательность осуществления землеустроительных работ и признаки, свидетельствующие об их завершении;

7) сроки исполнения обязательств каждой из сторон;

8) сроки действия соглашения;

9) обязательства участников землеустройства передать в государственную или муниципальную собственность недвижимое имущество (дороги, мелиоративные сооружения и земельные участки под ними и тому подобное), которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности и которое создано в результате осуществления землеустроительных работ (при необходимости);

10) обязательство органов исполнительной власти или органов обеспечить проведение землеустроительных работ, предусмотренных государственными программами или предоставить иные меры государственной поддержки, в том числе в связи с выполнением участниками землеустройства своих обязательств по данному соглашению;

11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

6. Споры об условиях соглашения о проведении землеустройства рассматриваются в порядке, установленном гражданским законодательством для заключения договоров в обязательном порядке.

7. Соглашением может быть установлено, что землеустроитель без доверенности обращается от имени участников землеустройства в орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (далее – орган регистрации прав), в целях регистрации прав на образованные (измененные) в ходе землеустройства земельные участки.

8. Соглашение может быть изменено или расторгнуто в связи с изменением или отменой утвержденного проекта землеустройства. По иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, соглашение может быть изменено или расторгнуто исключительно по решению суда.

9. Если землеустройство проводится на земельном участке, принадлежащему одному лицу, либо не касается составления проекта землеустройства, то оно осуществляется на основании договора подряда между землеустроителем и заинтересованным лицом.

ГЛАВА IV. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОИЙСТВА

Статья 26. Основания для подготовки проекта землеустройства

Подготовка проекта землеустройства осуществляется по ходатайству заинтересованного правообладателя земельного участка или по решению органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Статья 27. Ходатайство о подготовке проекта землеустройства

1. Ходатайство подготовке проекта землеустройства (далее - ходатайство) подается лицом, которое является в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона лицом, участвующим в землеустройстве.

2. В ходатайстве должны быть указаны:

1) цели проведения землеустройства и их обоснование;

2) предполагаемый перечень землеустроительных работ;

3) земельные участки (земли), в отношении которых предполагается осуществить землеустройство, с указанием кадастровых номеров земельных участков, известных из сведений Единого государственного реестра недвижимости;

4) указание на правообладателей земельных участков, в отношении которых предполагается осуществить землеустройство, если они известны заявителю или сведения о них могут быть выданы заявителю из Единого государственного реестра недвижимости;

5) предложения об отступлении от сельскохозяйственного регламента, в связи с обстоятельствами, перечисленными в части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, и обоснование их необходимости;

6) в случае подачи ходатайства, предусматривающего проведение обязательного землеустройства, указывается на то, входят ли земельные участки, в отношении которых предполагается проведение землеустройства, в состав рабочих участков, в отношении которых сельскохозяйственным регламентом установлена необходимость проведения обязательного землеустройства;

7) в случае, если применительно к земельному участку (земельным участкам) уже утвержден проект землеустройства, то указываются реквизиты этого проекта и содержание предлагаемых к нему изменений;

8) способ связи с заявителем;

9) иные сведения, имеющие, по мнению заявителя, значение для проведения землеустройства.

3. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие личность заявителя (его представителя), документы, подтверждающие полномочия представителя, документы, обосновывающие доводы, изложенные в ходатайстве.

4. Ходатайство может быть подано в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Требования к форме ходатайства и формату его предоставления в электронном виде, документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Ходатайство о проведении землеустройства и прилагаемые к нему документы подаются в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об утверждении проекта землеустройства (далее - уполномоченный орган).

7. Не требуется подача ходатайства для разработки проекта землеустройства, предусматривающего проведение землеустроительных работ, исключительно в границах земельного участника (участников) землеустройства. В данном случае проект землеустройства разрабатывается по заказу заинтересованного лица.

Статья 28. Рассмотрение ходатайства

1. Рассмотрение хозяйства осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган.

2. Ходатайство возвращается без рассмотрения с указанием причины при наличии следующих обстоятельств:

1) данные орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об утверждении проекта землеустройства, в связи с проведением работ, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является участником землеустройства;

3) один или несколько земельных участков, в отношении которых предлагается составить проект землеустройства, не принадлежит заявителю (заявителям), а предлагаемые землеустроительные работы не могут осуществляться в порядке обязательного землеустройства. Данное основание не применяется, если указанные в заявлении земельные участки отнесены к рабочим участкам, в отношении которых в соответствии с сельскохозяйственным регламентом предусмотрено проведение обязательного землеустройства;

4) ходатайство не соответствует требованиям, установленным в статье 27 настоящего Федерального закона;

5) ходатайство подано в отношении земельных участков, на которых землеустройство в соответствии с настоящим Федеральным законом не проводится;

6) землеустроительные работы иного содержания уже предусмотрены проектом землеустройства, и при этом в ходатайстве не предполагается изменение данного проекта землеустройства;

7) уполномоченный орган рассматривает заявление об изменении сельскохозяйственного регламента в отношении этих же земельных участков и решение по указанному заявлению не принято на момент рассмотрения ходатайства;

8) разрешение на разработку проекта землеустройства, касающегося данных земельных участков выдано другому лицу.

3. В отсутствие обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи, ходатайство рассматривается по существу. Возврат ходатайства заинтересованному лицу по основаниям, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства выполняют одно из следующих действий:

1) направляет в орган регистрации прав запрос о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости лиц, являющихся правообладателями земельных участков, в отношении которых предлагается составить проект землеустройства. Данный запрос не подается в тех случаях, если ходатайство подано от имени всех правообладателей земельных участков, в отношении которых предлагается составить проект землеустройства, а к нему приложены подтверждающие данное обстоятельство документы;

2) дает разрешение на разработку проекта землеустройства или отказывает в выдачи такого разрешения при наличии оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если:

1) предлагаемые в ходатайстве работы противоречат установленным настоящим Федеральным законом целям и задачам землеустройства, утвержденному сельскохозяйственному регламенту и отсутствуют условия, допускающие отступление от него в соответствии с частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

2) заявленные в ходатайстве землеустроительные работы могут быть осуществлены только в ходе проведения землеустройства в обязательном порядке, однако не имеется законных оснований для его проведения;

3) заявитель не может быть признан лицом, участвующим в землеустройстве.  

4) выполнение проекта землеустройства, об утверждении которого подано ходатайство, приведет к нарушению нормативов землеустройства.

6. Решения, предусмотренные частями 4 или 5 настоящей статьи, направляются заявителю в пятидневный срок тем способом, который он указал в ходатайстве.

7. В разрешении о разработке проекта землеустройства указываются цели и условия разработки проекта землеустройства, местность, в отношении которого оно действует и лицо, которое наделяется правом разработать проект землеустройства. Указное решение действует в течении двух лет.  

Статья 29. Обязательное землеустройство

1. В порядке обязательного землеустройства подготавливается сельскохозяйственный регламент в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

2. Проект землеустройства в порядке обязательного землеустройства составляется в случаях:

1) борьбы с уклонением или с несвоевременным проведением рекультивации или консервации земель и земельных участков;

2) когда изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, используемых в сельском хозяйстве (сооружение, построенное на изъятых земельных участках) существенно затрудняет использование земельных участков, изъятие которых для государственных или муниципальных нужд не предполагается;

3) устранения существенных недостатков во владении и использовании земель, освоения земель в целях развития сельского хозяйства, признаки которых определяются субъектами Российской Федерации с учетом местных условий ведения сельского хозяйства;

4) необходимости строительства мелиоративных сооружений на двух и более земельных участках;

5) землеустройства земель, подвергшихся порче либо плодородие которых ухудшилось, если это необходимо для соблюдения нормативов землеустройства;

6) выдела земельных долей, в том числе невостребованных.

3. Обязательное землеустройство может быть проведено в несколько этапов, предусмотренных одним проектом землеустройства.

Статья 30. Подготовка проекта землеустройства уполномоченным органом

1. Уполномоченный орган вправе принять решение о подготовке проекта землеустройства, если:

1) указанный проект необходим для проведения обязательного землеустройства;

2) это необходимо для исполнения мероприятий утверждённой программы в области землеустройства и повышения плодородия почв в связи с имеющимися у этого органа данными, свидетельствующими о порче земель и ухудшения плодородия почв.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть представлены органом, осуществляющим государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный мониторинг за состоянием земель, заинтересованными правообладателями земельных участков, а также получены уполномоченным органом самостоятельно.

3. Решение о разработке проекта землеустройства должно сдержать цели и условия разработки проекта землеустройства, местность, в отношении которого он разрабатывается. Указанное решение является основанием для закупки соответствующих услуг.

Статья 31. Рассмотрение проекта землеустройства

1. Рассмотрение проекта землеустройства осуществляется в связи с:

1) представлением проекта землеустройства лицом, которому было дано разрешение на его разработку;

2) разработкой проекта землеустройства по заказу уполномоченного органа;

3) представления в уполномоченный орган проекта землеустройства участником землеустройства в случае, указанном в части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона.

2. Заявление об утверждении проекта землеустройства должно быть подано по правилам, установленным для подачи ходатайства за исключением сведений, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона.

В случае если проект землеустройства был представлен лицом, которому было дано разрешение на его разработку, то указываются реквизиты этого решения.

Проект землеустройства, разработанный по заказу уполномоченного органа, представляется для утверждения его землеустроителем, являющимся его разработчиком.

3. Если для разработки проекта землеустройства принятие решение о его разработке не требуется и соответствующее ходатайство не подается, то заявление об утверждении проекта землеустройства должно также содержать сведения, предусмотренные частью 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также приложены документы, предусмотренные частью 3 указанной статьи.

4. Вне зависимости от способа подачи заявления проект землеустройства должен быть представлен также и в электронном виде в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

5. Проект землеустройства, должен быть утвержден, если отсутствуют следующие основания для отказа в его утверждении:

1) проект землеустройства нарушает требования сельскохозяйственного регламента (за исключением случаев, когда в нем содержатся допустимые отклонения от него);

2) обстоятельства, указанные в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона (если проект землеустройства составлен не на основании решения о его разработке);

3) в выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства было отказано либо такое решение утратило силу (за исключением случаев, когда для начала разработки проекта землеустройства указанное решение не требуется);

4) не представлены документы, подтверждающие запрос предложений с заинтересованными органами власти или органами местного самоуправления, указанными в статье 11 настоящего Федерального закона (если оно требовалось);

5) нарушаются требования к образуемым земельным участкам (если проектом землеустройства предполагается образование земельных участков) и проектом землеустройства не обоснованы отступления от них;   

6) не соблюдены требования к параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства и видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренным сельскохозяйственным регламентом;

7) не соблюдены условия, указанные в части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона;

8) в отношении земельных участков, применительно к которым разработан проект землеустройства, утверждена документация по планировке территории, предусматривающая размещение объектов федерального, регионального или местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и при этом размещение указанных объектов приведет к невозможности проведения работ, предусмотренных проектом землеустройства.

6. Если не представлены документы, подтверждающие права всех участников землеустройства на все земельные участки, в отношении которых составлен проект землеустройства, то должно быть обеспечено выявление заинтересованных лиц с соответствием со статьей 32 настоящего Федерального закона.

7. Если условия, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи, соблюдены, то проводится выяснение мнения участников землеустройства относительно проекта землеустройства в соответствии с статьей 34 настоящего Федерального закона. По итогам в утверждении проекта землеустройства должно быть также отказано, если выясниться, что получены возражения участников землеустройства, чьи земельные участки составляют более половины площади земельных участков (земель), на которые распространяется проект землеустройства.

8. Правила об обязательном учете мнения участников землеустройства не распространяются на случаи, когда это приводит к нарушению нормативов землеустройства.

9. Обсуждение проекта землеустройства не проводится в случаях:

1) указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 29 настоящего Федерального закона;

2) проект землеустройства составлен в отношении одного или нескольких земельных участков, которые принадлежат одному или нескольким лицам, обратившимся с ходатайством о его утверждении;

3) проект землеустройства составлен в отношении одного или нескольких земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены третьим лицам либо находятся в аренде у одного или нескольких лиц, обратившихся с ходатайством о его утверждении;

4) проект землеустройства составлен на основании судебного решения, разрешившего спор о выделе земельных долей.   

8. Рассмотрение проекта землеустройства должно быть завершено в течение месяца со дня подачи соответствующего заявления.

Выявление заинтересованных лиц, а также обсуждение проекта землеустройства с участниками землеустройства продлевает указанный срок рассмотрения на срок осуществления указанных мероприятий.

9. Уполномоченный орган вправе внести изменения в проект землеустройства, после получения письменного согласия от заявителя и заключения землеустроителя, подготовившего проект о том, что указанные исправления не приводят к искажению целей проекта землеустройства.

10. Рассматривая проект землеустройства, уполномоченный орган должен рассмотреть целесообразность принятия решения об отступлении от установленных видов разрешенного использования, возможности установления в отношении одного или нескольких земельных участков условно разрешенного вида использования земельного участка, наличие условий для применения отсроченного вида разрешенного использования, а также допустимость отклонения от параметров застройки при проектировании их местоположения, если это предусмотрено настоящим Федеральным законом, вне зависимости от того, содержится ли соответствующая просьба в заявлении об утверждении проекта землеустройства.

11. Рассмотрение заявления об утверждении проекта землеустройства завершается принятием решения о его утверждении или об отказе в его утверждении. Указанные решения доводятся до сведения заинтересованного лица способом, указанным им в заявлении в течение трех рабочих дней со дня приятия решения.

Экземпляр в электронном виде утверждённого проекта землеустройства направляется уполномоченным органом в орган регистрации прав.  

12. Отказ в утверждении проекта землеустройства должен содержать все причины такого решения. После их устранения доработанный проект землеустройства может быть представлен для утверждения вновь.

Статья 31. Изменение или отмена проекта землеустройства

1. Внесение изменений в утвержденный проект землеустройства осуществляется путем издания решения уполномоченного органа о внесении изменений в данный проект, в котором указывается содержание отдельных изменений в текстовых документах проекта землеустройства и (или) к которому прилагаются землеустроительная карта (карты), содержащая данные изменения.

2. Отмена проекта землеустройства осуществляется путем издания решения о признании утратившим силу решения, которым проект землеустройства был утвержден. Также проект землеустройства утрачивает свою силу после истечения срока, но который он был принят.

3. Утвержденный проект землеустройства может быть изменен при наступлении следующих событий:

1) изменены программы, предусматривающие перечень землеустроительных работ, финансируемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (если изменены только параметры финансирования данных мероприятий и перечень или характеристики сооружений, создаваемых при реализации ранее утвержденного проекта землеустройства);

2) в отношении земельных участков, в отношении которых был составлен проект землеустройства, был установлен вид разрешенного использования, исключающий ведение сельского хозяйства, в случае если таким установлением затронуто не более десяти процентов совокупной площади земельных участков, на которые составлен проект землеустройства;

3) утверждена документация по планировке территории, положения которой означают необходимость внесения изменений в проект землеустройства;

4) в ходе надзора за выполнением проекта землеустройства землеустроителем подготовлено заключение о целесообразности изменения проектного положения границ земельных участков или местоположения строящегося здания, сооружения, защитных насаждений в части уточнения их границ, но не более, чем на десять процентов от первоначального положения, закрепленного в проекте землеустройства и им представлено соответствующее ходатайство в уполномоченный орган, согласованный с участниками землеустройства, которых касаются представленные предложения.

4. При наступлении иных обстоятельств, вследствие которых выполнение проекта землеустройства становится невозможным, он подлежит отмене, одновременно с которой может быть принято решение о разработке нового проекта землеустройства.

5. Изменение сельскохозяйственного регламента, норматива землеустройства не является основанием для изменения проекта землеустройства. В данном случае содержащиеся в проекте землеустройства правила считаются допустимыми отклонения от требований, установленных указными документами.

6. Для внесения изменения или отмены проекта землеустройства не требуется обсуждение указанных решений с правообладателями земельных участков.

7. Решения уполномоченного органа об изменении или отмене проекта землеустройства, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, должны быть приняты в течение трех месяцев со дня наступления обстоятельств, явившихся причиной их внесения независимо от заявлений от участников землеустройства.

8. Если в связи с изменением проекта землеустройства требуется внести изменение в землеустроительную карту (карты) или проект межевания земельных участков уполномоченный орган вправе заказать соответствующую работу у землеустроителя независимо от того, был ли он разработчиком указного проекта.

ГЛАВА V. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ И   ОБСУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Статья 32. Выявление участников землеустройства

1. В целях утверждения и внесения изменения в сельскохозяйственный регламент или утверждения проекта землеустройства осуществляется выявление мнения возможных участников землеустройства.

2. Если вместе заявлением об изменении сельскохозяйственного регламента, ходатайством или вместе с заявлением об утверждении проекта землеустройства не представлены документы (их копии), подтверждающие права на земельные участки всех участников землеустройства, то уполномоченный орган в течение трех рабочих дней запрашивает соответствующие сведения.

Не запрашиваются сведения по земельным участкам (землям), которые находятся в государственной собственности и не предоставлены гражданам и юридическим лицам, а также органам местного самоуправления и органам государственной власти.

3. Выявление участников землеустройства осуществляется только в том случае, если сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а документы, подтверждающие права на земельные участки не представлены в уполномоченный орган.

4. Для выявления участников землеустройства уполномоченный орган в десятидневный срок со дня поступления заявления об изменении сельскохозяйственного регламента или об утверждении проекта землеустройства осуществляет следующие действия:

1) запрашивает сведения об имеющихся правах на земельные участки, на которых проводится землеустройство, а также на недвижимость, расположенную на таких земельных участках, в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у их предполагаемых правообладателей;

2) обеспечивает опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа (муниципального района) по месту нахождения земельных участков, на которых проводится землеустройство, сообщения о поступившем заявлении об изменении сельскохозяйственного регламента или о заявлении об утверждении проекта землеустройства с указанием места и порядка ознакомления с ним (далее - сообщение о начале землеустройства);

3) обеспечивает размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о начале землеустройства, а также представленных предложений по изменению сельскохозяйственного регламента или проекта землеустройства, которые должны быть свободно доступны любому лицу на время проведения выявления участников землеустройства и их мнения.

5. Уполномоченный орган вправе поручить осуществление действий по выявлению участников землеустройства землеустроителю, подготовившему проект землеустройства или предложение по изменению сельскохозяйственного регламента.

6. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, получившие указанный в пункте 1 части 4 настоящей статьи запрос, в пятидневный срок со дня его получения обязаны представить в уполномоченный орган сведения об имеющихся правах на земельные участки, на которых проводится землеустройство, и на недвижимое имущество, расположенное на таких земельных участках, а также копии документов, подтверждающих данные права.

7. В сообщении о начале землеустройства должны быть указаны:

1) цели землеустройства;

2) перечень кадастровых номеров земельных участков, на которых осуществляется землеустройство, и их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (при наличии кадастровых сведений о них);

3) примерное описание местности, на которой проводится землеустройство;

4) адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с содержанием проводимого землеустройства и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений;

5) официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещается сообщение о планируемом проведении землеустройства и обсуждаемые землеустроительные документы;

6) наименование уполномоченного органа, осуществляющего выявление лиц, возможных участников землеустройства;

7) имя и место работы землеустроителя, которому поручено осуществлять выявление участников землеустройства (если указанная работа поручена уполномоченным органом землеустроителю).

8. Правообладатели земельных участков и недвижимости, расположенной на таких земельных участках, права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение месяца со дня опубликования сообщения о начале землеустройства подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и недвижимость с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается также способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты.

9. Не подлежат рассмотрению заявления об учете прав на земельные участки и недвижимость, если не представлены документы, удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные документы таковыми не являются. Уполномоченный орган (землеустроитель, котором уполномоченный орган поручил выявление участников землеустройства) направляет данным лицам уведомления об этом в срок не позднее десяти дней со дня поступления указанных заявлений.

10. Выявление заинтересованных лиц осуществляется в течение двух месяцев со дня подачи сообщения о начале землеустройства.

Если указанные действия поручены землеустроителю, то он в течении трех дней со дня завершения выведения участников землеустройства подает отчет об этом в уполномоченный орган власти.

11. Участники землеустройства, права которых не зарегистрированы и (или) которые не подали заявления об учете своих прав, не могут оспаривать утвержденные землеустроительные документы в связи с тем, что их предложения к указанным документам не были учтены.

Статья 34. Обсуждение сельскохозяйственного регламента и проекта землеустройства с участниками землеустройства

1. В случаях, когда настоящий Федеральный закон устанавливает необходимость обсуждения документов землеустройства, запрашиваются мнения участников землеустройства в порядке, установленном настоящей статьей.

2. В течение десяти рабочих дней после завершения выявления участников землеустройства, а если оно не проводилось, то в течение десяти дней со дня подачи заявления о внесении изменений в сельскохозяйственный регламент или об утверждении проекта землеустройства в уполномоченный орган, он обязан запросить мнения заинтересованных лиц о разработанном проекте землеустройства.

3. Запрос мнения участников землеустройства осуществляется в том же порядке, что и выявление участников землеустройства со следующими особенностями:

1) участника землеустройства, которые в качестве способа связи с ними указали электронную почту направляется электронное сообщение с предложением высказать свое мнение по обсуждаемому землеустроительному документу и ссылкой на сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где размещен электронный экземпляр указанного документа;

2) если участников землеустройства менее пяти им направляются заказные письма с уведомлением о вручении, содержащие сведения, предусмотренные частью 7 статьи 33 настоящего Федерального закона. Указанные письма направляются по адресам, которые были указаны для связи в ходе выявления участников землеустройства или которые заинтересованные правообладатели недвижимого имущества оставили в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество для связи с ними. Указанное правило применяется, если иное не установлено в пункте 1 настоящей части.

3) в случаях, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части, уполномоченный орган опубликовывает (обнародует) сообщение о представлении предложений по обсуждаемому землеустроительному документу), в котором указывается сведения, предусмотренные частью 7 статьи 33 и которое опубликовывается (обнародуется) по правилам части 4 указанной статьи;

4) учет мнения участников землеустройства осуществляет землеустроитель, разработавший землеустроительный документ, которому поручено осуществлять данную обязанность или уполномоченный орган, если он не поручал землеустроителю осуществлять учет мнения.

4. Выявление участников землеустройства и запрос их мнения по проекту землеустройства могут осуществляться одновременно.

5. В ответ на запрос мнения участник землеустройства вправе предложить изменения в сельскохозяйственный регламент или проект землеустройства, касающиеся принадлежащего ему земельного участка и недвижимого имущества, на нем расположенного.

6. Предложения участников землеустройства подлежат обязательному учету, если их содержание не нарушает установленные законом требования.

7. В отношении предложений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть составлено заключение землеустроителя, подготовившего обсуждаемый землеустроительный документ в течение одного месяца после завершения обсуждения. Если учет предложения невозможен в связи с тем, что оно касается земельных участков иных участников землеустройства и (или) приводит к нарушению нормативов землеустройства, то в указанном заключении дается этому обстоятельству обоснованная оценка.

8. Об учете, в том числе частичном предложения участника землеустройства ему сообщает в месячный срок со дня завершения обсуждения:

1) землеустроитель, являющийся разработчиком землеустроительного документа, если уполномоченный орган поручил ему осуществить эту обязанность;

2) уполномоченный орган – в иных случаях;

9. Уведомление об учете предложений направляется в порядке, установленном для запроса мнения участников землеустройства.

10. Отсутствие надлежащего уведомления, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, является основанием для восстановления срока исковой давности для оспаривания утверждённого сельскохозяйственного регламента или проекта землеустройства.

11. Если сельскохозяйственный регламент изменяется в связи с изменением правил землепользования и застройки, то обсуждение изменений в сельскохозяйственный регламент осуществляется в порядке, установленном для общественного обсуждения правил землепользования и застройки.

ГЛАВА VI. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 35. Подготовительные меры по выполнению проекта землеустройства

1. После утверждения проекта землеустройства уполномоченный орган направляет вместе с утвержденным проектом сведения об участниках землеустройства и их предложениях к проекту землеустройства:

1) лицу, подавшему заявление об утверждении проекта землеустройства;

2) землеустроителю, являющимся разработчиком проекта, если проект был разработан по заказу уполномоченного органа.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи лица обязаны в течение трех месяцев направить участнику землеустройства письменное уведомление об утверждении проекта землеустройства с указанием его реквизитов и проекты соответствующих соглашения о проведении землеустройства, имеющую силу оферты (если заключение указанного соглашения является обязательным).

3. При необходимости землеустроитель, являющийся разработчиком проекта землеустройства, вправе провести собрание участников землеустройства для разъяснения положений проекта землеустройства, обсуждения вопросов его выполнения и обсуждения возможности заключения сделок, отнесенных проектом к вспомогательным работам. О проведении указанного собрания участники землеустройства должны быть оповещены не менее чем за 10 дней в порядке, установленном частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона для направления запросов участникам землеустройства.

Статья 36. Осуществление работ, предусмотренных проектом землеустройства

1. Землеустроительные работы осуществляются в соответствии с утвержденным проектом землеустройства.

2. Если землеустройство не является обязательным или его обязанность не закреплена в соглашении о порядке осуществления землеустройства, правообладатель свободен в их осуществлении. Однако местоположение защитных насаждений или сооружений, местоположение и размеры образуемых земельных участков во всяком случае должны соответствовать утвержденному проекту землеустройства.

3. Уполномоченный орган вправе поручить осуществление работ, предусмотренных утвержденным проектом землеустройства, подведомственным государственным или муниципальным учреждениям.

4. Если это предусмотрено соглашением об осуществлении землеустройства, землеустроитель осуществляет также проектно-сметные расчеты, связанные со строительством зданий и сооружений и размещением насаждений в ходе землеустроительных работ, либо уточняет данные расчеты, включенные в проект землеустройства.

Статья 37. Порядок осуществления надзора за выполнением проекта землеустройства

1. Землеустроитель, являющийся разработчиком проекта, в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, осуществляет надзор за выполнением соответствующего проекта землеустройства.

Иной землеустроитель может осуществлять надзор за выполнением проекта землеустройства в тех случаях, когда составивший проект землеустройств землеустроитель более не осуществляет свою профессиональную деятельность.

2. С целью осуществления надзора за выполнением проекта землеустройства землеустроитель вправе беспрепятственно посещать земельные участки, на которые разработан проект землеустройства, осматривать его, опрашивать сотрудников строительных организаций и правообладателей земельных участков о ходе выполнения проекта землеустройства, знакомиться и делать выписки из документов, касающихся данного вопроса.

3. О ходе исполнения мероприятий по землеустройству дается письменный отчет лицам, определенным соглашением о проведении землеустройства, или в случае заключения договора подряда на проведение землеустройства - заказчику договора.

4. Отчет подается по мере завершения каждой из землеустроительной работы и этапа выполнения проекта землеустройства (при их наличии), но не реже одного раза в год.

5. В случае значительного отставания в осуществлении или неправильного осуществлении землеустроительных работ, в отчете о ходе исполнения землеустроительного проекта должны быть предложены пути исправления допущенных нарушений или сделан вывод о необходимости внесения изменений в утвержденный проект землеустройства.

Статья 38. Принудительное исполнение проекта землеустройства

1. Правообладатель земельного участка может быть понужден в судебном порядке к осуществлению работ, предусмотренных утвержденным проектом землеустройства, если это является частью обязательного землеустройства.

2. Соответствующий иск может быть подан не позднее пяти лет после утверждения проекта землеустройства. Принудительное осуществление землеустроительных мероприятий, влекущих убытки, допускается при условии предварительного возмещения указанных убытков.

3. Строительство защитных сооружений или устройство защитных насаждений, являющееся неисполненным обязательством участника землеустройства, может быть осуществлено за счет бюджета или средств иного участника землеустройства с последующим взысканием затрат с обязанного участника землеустройства.

Статья 39. Особенности образования земельных участков при выполнении проекта землеустройства

1 Образование земельных участков, на которые распространяется проект землеустройства, допускается только на основании проекта межевания, являющегося его неотъемлемой частью.

2. Проектом землеустройства может быть предусмотрена необходимость проведения комплексных кадастровых работ, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Статья 40. Особенности расчета возмещения и размеров земельных участков, образуемых в соответствии с проектом землеустройства

1. Если проект землеустройства предусматривает необходимость проведения перераспределения более десяти земельных участков, то подлежат применению особенности, предусмотренные настоящей статьей.

2. Земельные участки оцениваются на день, предшествующий началу землеустроительных работ, с точки зрения их пригодности к использованию в сельском хозяйстве, выражающийся в качественном показателе земельного участка. Качественный показатель земельного участка определяет размер образуемого земельного участка в общей совокупности перераспределяемых участков (дача перераспределения).

3. Порядок расчета качественного показателя определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

4. Образуемые в ходе перераспределения земельные участки должны соответствовать площадям и качественным показателям исходных земельных участков, принадлежащих одному лицу с тем, чтобы это позволило продолжить на образуемом земельном участке виды сельскохозяйственной деятельности, существовавшие на исходных земельных участках.

5. Перераспределение земельных участков должно происходить таким образом, чтобы здания и сооружения, принадлежащие участникам землеустройства до начала землеустройства, были бы расположены на образуемых земельных участках, находящихся в собственности этих же лиц.

6. Если в ходе перераспределения невозможно обеспечить образования земельных участков, равнозначных исходному, то собственник земельного участка, получивший земельный участок более высокого качественного показателя либо здания, сооружения, многолетние насаждения и другие улучшения земельного участка, которые могут быть использованы в сельском хозяйстве, возмещает убытки собственнику земельного участка, лишившемуся их в результате перераспределения земельных участков.

При этом размер возмещение за получения земельного участка большего по площади или лучшего по качеству определяется пропорционально изменению стоимости исходных земельных участков к показателю качества земельного участка.

7. Вопросы возмещения убытков определяются соглашением о проведении землеустройства или решением суда.

Статья 41. Финансирование подготовки и выполнения проекта землеустройства

1. Мероприятия по землеустройству, направленные на обеспечение рационального использования и охраны земель, финансируются на основании государственных или муниципальных программ, которыми предусмотрены соответствующие меры охраны и рационального использования земель.

2. При осуществления обязательного землеустройства, проведение которого возлагается на участника землеустройства, оно финансируется указанным лицом. Условиями оказания государственной помощи участникам землеустройства может быть осуществление ими и иных землеустроительных мероприятий.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается порядок субсидирования расходов на землеустройство, осуществляемого по заказу граждан или юридических лиц.

4. Землеустроительные мероприятия, не указанные в части 1 и 2 настоящей статьи, могут быть профинансированы любым заинтересованным лицом.

ГЛАВА VII. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛИ

Статья 42. Лица, признаваемые землеустроителями

1. Землеустроителями признаются граждане, имеющие высшее образование по специальности «Землеустроитель» и осуществляющие землеустроительные работы.

2. Землеустроитель осуществляет свою деятельность как предприниматель или как работник юридического лица.

3. Землеустроитель вправе заниматься кадастровой деятельностью, если он является кадастровым инженером в соответствии с Федеральным законом «О кадастровой деятельности».

Статья 43. Работы, выполняемые землеустроителями

1. Исключительно землеустроители осуществляют подготовку проекта землеустройства и осуществляют надзор за его выполнением.       

2. Землеустроители также вправе:

1) осуществлять подготовку сельскохозяйственного регламента и проекта межевания земельных участков;

2) осуществлять выявление участников землеустройства, запрашивать и учитывать их мнение относительно подготовленных землеустроительных документов;

3) проводить сохранения участников землеустройства;

4) проводить почвенную оценку и их классификацию по пригодности для сельскохозяйственного производства, в том числе в целях их перераспределения;

5) готовить соглашение о проведении землеустройства, иные договоры и соглашения, необходимые в связи землеустроительными работами;

6) обращаться за регистрацией прав на образованные в ходе землеустроительных мероприятий земельные участи от имени участников землеустройства без доверенности, если это предусмотрено соглашением о проведении землеустройства;

7) подготавливать описание границы муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, населенных пунктов, территориальных зон и иных территорий, описываемых в системе координат.

3. Землеустроитель имеет право доступа на земельные участки, если это необходимо в связи решением уполномоченного органа о подготовке проекта землеустройства или необходимо для осуществления обязательного землеустройства в соответствии с утвержденным проектом землеустройства. Убытки, возникающие в связи с отказом правообладателя земельного участка обеспечить допуск землеустроителя на земельный участок, возлагаются на данного правообладателя.

Статья 44. Обязанности землеустроителя

Землеустроитель обязан:

1) обеспечивать законность подготавливаемых и осуществляемых землеустроительных мероприятий;

2) предлагать лучший способ проведения землеустроительных мероприятий исходя из современного уровня средств и способов ведения сельского хозяйства;

3) защищать права и интересы всех участников землеустройства вне зависимости от того, с кем из них он состоит в договорных отношениях;

4) осуществлять иные обязанности подрядчика, предусмотренного договором и гражданским законодательством.

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45. Переходные положения

1. Сельскохозяйственные регламенты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть подготовлены до официального опубликования настоящего Федерального закона. Их утверждение должно быть осуществлено после вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона положения о фонде документов землеустройства упраздняется фонд данных, полученных в результате землеустройства, а все документы, хранящиеся в нем, считаются документами Единого государственного реестра недвижимости.

3. Землеустроительные документы в виде проекта внутрихозяйственного, межхозяйственного землеустройства, схемы землеустройства муниципального образования и схемы охраны земель, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона после его вступления в силу:

1) признаются недействующими, если были приняты до 1 января 1997 года;

2) признаются утверждёнными проектами землеустройства, предусмотренными Федеральным законом «О землеустройстве» и действуют до истечения 30 лет со дня их принятия;

3) могут быть изменены или отменены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. До принятия федерального закон об установлении границ административно-территориальных образований описание границ субъектов Российской Федерации и границ муниципальных образований осуществляется в порядке, установленным для описания границ населенных пунктов, землеустроителями или кадастровыми инженерами.

Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года за исключением части 1 статьи 5, пункта 1 статьи 7, статьей 11, 14, 18-20, и статьи 41 которые вступают в силу с 1 января 2025 года.

           Президент
Российской Федерации