Раздача каталогов покупателям: облагается ли НДС?

| консультации | печать
Если раздача каталогов осуществляется организацией действующим покупателям, облагается ли эта раздача НДС?

Объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ на возмездной и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ).

В большинстве случаев, с учетом п. 12 постановления Пленума ВАС РФ № 33, бесплатная раздача каталогов (брошюр) не является объектом налогообложения по НДС, поскольку каталоги (брошюры) не отвечают признакам товара (не имеют собственной потребительской ценности, по сути, это имущество, которое изначально не предназначено для реализации, единственным его предназначением является доведение до потенциальных клиентов информации об организации и реализуемых ею товарах).

В рассматриваемом случае часть каталогов продается, а часть раздается бесплатно, соответственно, каталоги обладают признаками товара и их бесплатная раздача является объектом налогообложения по НДС на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Согласно подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 300 руб.

Для правомерного применения льготы налогоплательщик должен подтвердить, что безвозмездная передача товаров (работ, услуг) стоимостью менее 300 руб. за единицу соответствует законодательству о рекламе.

В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (смотрите также разъяснения ФАС России от 14.06.2012).

В рассматриваемом случае, поскольку каталоги распространяются ограниченному, заранее определенному кругу лиц (действующим покупателям) полагаем, что льгота по освобождению от НДС, предусмотренная подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, не применяется.