Возвратный капитал: почему Запад инвестирует в инновации, а Россия ждёт господдержки?

| консультации | печать
Почему в США и странах Западной Европы более 90% инноваций финансирует бизнес, а в России — в основном государство?
С. Тепляков, предприниматель

Такое самофинансирование инноваций в бизнесе ведущих экономически развитых стран связано с наличием в их системе бухгалтерского учета так называемого «возвратного капитала». Он представляет собой сумму, состоящую из части от 20 до 35 процентов в разных странах неналогооблагаемой прибыли и амортизационных отчислений, идущих исключительно на финансирование новых НИОКР и инноваций компании.

Как известно, основным источником доходов частных компаний является интеллектуальная собственность. Чем она качественнее, эффективнее и обширнее в технологиях, оборудовании и товарной продукции, тем она дороже стоит на бухучете в качестве нематериальных активов, тем больше она дает дополнительных доходов компании и тем выше сумма амортизационных отчислений. Вместе с частью не облагаемой налогом прибыли она образует возвратный капитал, который расходуется на вознаграждения авторам и правообладателям предыдущего инновационного цикла, реализовавшего конкретные НИОКР, а также на финансирование новых НИОКР. На другие цели этот капитал использовать категорически нельзя, иначе будут штрафные санкции от налоговых органов. Благодаря этой норме руководство компании находит и привлекает лучших ученых и изобретателей к совершенствованию своих технологий на долгосрочной основе. Именно по­этому в данных странах сотни тысяч ученых, изобретателей, инженеров и технологов остро востребованы в экономике своих стран, и «утечка мозгов» там минимальная. И в США бизнес финансирует 94% всех НИОКР, и лишь 6% — государство. У нас эта пропорция обратная: более 70% всех НИОКР финансирует государство и менее 30% — бизнес.

В России «возвратный капитал» в этом виде отсутствует в российском бухучете, хотя «ЭЖ» около 20 лет назад об этом писала. Эта тема неоднократно поднималась нами на форумах и конференциях в ТПП РФ, посвященных интеллектуальной собственности. Однако, как показала практика, налоговая тактика изымания налогов с прибыли оказалась более востребованной, чем стратегия налоговой политики, предусматривающая устойчивые тенденции наращивания стоимости бизнеса и тем самым наращивания общей совокупности налогов. В итоге российский бизнес не способен расти и расширяться за счет собственных интеллектуальных активов. Многие компании, созданные 20 и 30 лет назад с уставным капиталом в размере 30—50—70 тыс. руб., до сих пор остаются на том же уровне.

При этом наши многочисленные ученые-экономисты, озабоченные общими экономическими закономерностями и макроэкономическими проблемами, до сих пор этот явный дефект российской инновационной экономики не выявили и не устранили. Эта проблема является одной из центральных среди прочих в системе решений по развитию несырьевого сектора российской экономики.