Можно ли не возвращать рублевую выручку из-за границы по контрактам до 2020 г.?

| консультации | печать
Российская компания сотрудничает с компанией из Беларуси и как экспортер, и как импортер. Контракты были заключены в пе­рио­ды 2018—2019 гг., оба контракта рублевые, товары по ним импортируются и экспортируются несырьевые. По этим контрактам есть долги, которые стороны не планируют в ближайшее время гасить реальными деньгами. На волне отмены требования о репатриации рублевой экспортной выручки стороны решили провести зачет взаимных требований в 2020 г. Как вы считаете, нарушает ли в данном случае российская компания нормы валютного законодательства и рискует ли она быть оштрафованной?

По нашему мнению, штрафовать за зачет встречных требований в данном случае не должны, но займут ли такую же позицию органы валютного контроля, спрогнозировать сложно.

По общему правилу при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

  • возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (подп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон № 173-ФЗ).

Штраф за нерепатриацию выручки составляет 75—100% от суммы, предусмотренной контрактом (ст. 15.25 КоАП РФ). За невозврат выручки в крупном и особо крупном размерах грозит лишение свободы на срок до пяти лет. Крупным считается размер, когда сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 9 млн руб., а особо крупным — 45 млн руб. (ст. 193 УК РФ).

В настоящее время резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ при проведении зачета встречных требований по обязательствам между компаниями, осуществляющими рыбный промысел за пределами РФ, между транспортными организациями в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт природного газа в газообразном состоянии, по договорам займа, по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга (п. 1 и 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). То есть произвести зачет встречных требований и тем самым не зачислять выручку можно только в строго определенных случаях. Из вопроса следует, что ваша компания под эти случаи не подпадает.

Однако в прошлом году появился закон, в котором содержатся послабления относительно репатриации выручки — Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Закон № 265-ФЗ).

В Законе № 265-ФЗ указано, что с 2020 г. требование о репатриации выручки, предусмотренное подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, не применяется в отношении внешнеторговых договоров, заключенных в валюте РФ. В частности, это касается несырьевых внешнеторговых контрактов при условии, что цена контракта предусмотрена в рублях и платежи совершаются в той же валюте. Исключение — внешнеторговые договоры, предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401—4403 99 000 9 (лесоматериалы).

Также требования о репатриации валютной выручки не будут применяться к тем внешнеторговым контрактам, по которым сумма обязательств определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрены оплата в валюте РФ, а также передача резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под некоторыми кодами (речь идет о сырьевых компаниях). При этом предусмотрен такой порядок:

  • с 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Таким образом, сейчас фактически отменена необходимость возврата выручки по внешнеторговым несырьевым контрактам в случае, если они исполняются в валюте РФ.

Но эти положения действуют с 2020 г., а значит, исключения не должны применяться к ситуациям, когда принять меры к обеспечению возврата денег нужно было еще до 2020 г. Однако в связи с тем, что в целом взят курс на отмену требований о репатриации выручки (в том числе планируется отменить репатриацию валютной выручки), возможно, органы валютного контроля не будут привлекать компании к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. Ведь законодатель четко дал понять, что российскую валюту не обязательно возвращать.

Кроме того, по общему правилу закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).