1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 91

Может ли компания указать в своей рекламе, что она является лучшей по итогам местного конкурса?

Наша компания стала победителем одного местного конкурса. Она была признана лучшей в оказании конкретных услуг. Мы бы хотели запустить рекламу, сообщающую об этом. Что-то в духе: «<Наше название> — лучший салон … города …». Но у нас возник вопрос: будет ли такая реклама правомерной? Знакомый юрист говорит, что мы должны указать критерии, по которым осуществлялось сравнение. Но это, во-первых, слишком «утяжелит» рекламу. А во-вторых, мы точно не знаем, по каким конкретно критериям выбирался победитель конкурса — там учитывалась совокупность обстоятельств.

Частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2—5 этой же статьи, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей. А в силу ч. 1 ст. 5 указанного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая в том числе:

  • содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1);

  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента (п. 2);

  • является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 4).

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе:

  • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1);

  • о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (п. 2);

  • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград (п. 9);

  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20) и др.

Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2—8 ст. 5, ст. 6—9, ч. 4—6 ст. 10, ст. 12, ч. 3 ст. 19, ч. 2 и 6 ст. 20, ч. 1, 3, 5 ст. 21, ст. 24 и 25, ч. 1 и 6 ст. 26, ч. 1 и 5 ст. 27, ст. 28—30.1 указанного Закона.

Использованное в рекламе словосочетание «<Название салона> — лучший салон … города …», действительно, указывает на ваше преимущество перед иными организациями, оказывающими схожие услуги, поскольку подразумевает, что рекламируемый объект является лучшим из числа однородных, обладая более высокими достоинствами и преимуществами перед ними.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Из положений п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе следует, что он подлежит применению в случаях, когда объектом рекламирования является конкретный товар или услуга, предоставляемые потребителю. Однако если содержание рекламы будут составлять сведения о победе вашей компании в конкурсе, с указанием названия данного конкурса и номинации, подобная реклама не будет квалифицирована в качестве сравнительной. В подобных случаях для оценки соответствия рекламы правовым нормам подлежит применению п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.

Так, в одном из дел ФАС России признала ненадлежащей рекламу банка, в которой содержались сведения о признании его лучшим корпоративным Банком России в 2016 г. по версии Global Banking & Finance Review. Суд между тем установил, что банк не нарушил требования Закона о рекламе. Поэтому оснований для административного штрафа нет. Как он при этом отметил, при использовании в рекламе слова «лучший» должен указываться сравнительный критерий, имеющий объективное подтверждение. Иначе реклама считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед другими товарами. Однако в приведенном деле соответствующая фраза употреблялась не в качестве сравнения с услугами иных кредитных организаций, а в связи с победой в конкурсе в номинации, которая именно так и называется (в переводе с английского). После этой фразы приведено пояснение — по версии Global Banking & Finance Review (постановление АС Московского округа от 22.12.2017 № Ф05-19120/2017 по делу № А40-73500/2017).

В то же время, чтобы свести риски признания рекламы ненадлежащей к минимуму, вам также необходимо дать ссылку на конкурс, в котором компания одержала победу.