Согласно пункту 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Таким образом, ГК РФ прямо предусматривает возможность возникновения между сторонами негативных обязательств, заключающихся в воздержании от совершения определенных действий: отчуждения своего имущества третьим лицам, заключения договоров, разглашения той или иной информации.
Обратимся к нормам ГК РФ об агентском договоре. Согласно пункту 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора (п. 1 ст. 1007 ГК РФ).
Негативные обязательства необходимо разграничивать с отказом от права или ограничением правоспособности. Как справедливо отмечается в доктрине, когда должник по негативному обязательству берет на себя обязательство воздержаться от того или иного поведения, которое само по себе считается правомерным, соответствующее поведение лишается статуса правомерного только в рамках сугубо относительного правоотношения должника с этим кредитором. При этом в отношениях с третьими лицами, перед лицом уголовного, административного или иных областей права оно остается правомерным и порождает соответствующие желаемые нарушителем договора правовые эффекты1.
Важно при этом, чтобы налагаемые на контрагента ограничения не были чрезмерными. Так, например, обязанность не заключать с иными лицами договоры определенного вида в период действия соглашения между сторонами должна признаваться допустимым условием. В то же время условие о бессрочном запрете контрагенту вести бизнес в определенной сфере может быть признано недействительным на основании ст. 169 ГК РФ либо ст. 168 ГК РФ в совокупности со ст. 10 ГК РФ (как злоупотребление правом) либо на основании специальных норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать два вывода. Во-первых, вы, безусловно, можете предусмотреть в агентском договоре негативное обязательство принципала на территории Российской Федерации не заключать аналогичных агентских договоров с другими лицами и не осуществлять на территории Российской Федерации продажи соответствующих товаров в течение срока действия вашего агентского договора. Во-вторых, нужно понимать, что данное обязательство не может затрагивать третьих лиц, в том числе потенциальных контрагентов принципала. Иными словами, вы не сможете добиться признания недействительными заключенных принципалом договоров (агентских договоров, договоров купли-продажи товаров и пр.) на основании того, что принципал принял на себя соответствующие негативные обязательства.
В силу п. 6 ст. 393 ГК РФ в случае нарушения должником обязательства по воздержанию от совершения определенного действия (негативное обязательство) кредитор независимо от возмещения убытков вправе требовать пресечения соответствующего действия, если это не противоречит существу обязательства. Данное требование может быть предъявлено кредитором и в случае возникновения реальной угрозы нарушения такого обязательства.
Так, в одном из дел суд удовлетворил требования агента к принципалу о запрете на период действия агентского договора заключать аналогичные договоры с третьими лицами, обязании воздерживаться от самостоятельной реализации продукции. Агент ссылался на то, что в нарушение условий договора принципал самостоятельно реализовывал товар, скрывал от агента соответствующую информацию, не перенаправлял покупателей к агенту. Суд подчеркнул, что принципал принял на себя обязательство по агентскому договору воздерживаться от совершения определенного действия (негативное обязательство). Между тем представленные в материалы дела доказательства в их совокупности не позволяли сделать вывод о том, что принципал воздерживался от совершения определенного в договоре действия, а именно, воздержался от осуществления на территории, предусмотренной в договоре, самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. И хотя гражданское законодательство не допускает действий лиц, ограничивающих самостоятельность деятельности, осуществляемой юридическими лицами на свой риск, направленной на извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ), особенностью агентского договора является возможность ограничения свободы выбора партнеров (постановление АС Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8483/16 по делу № А50-23711/2015).
Таким образом, вы сможете при наличии к тому оснований потребовать от принципала прекратить реализовывать товары на территории Российской Федерации до истечения срока агентского договора.
На основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). Иными словами, Пленум ВС РФ прямо указал, что судебную неустойку можно применять в том числе в отношении негативных обязательств. Таким образом, при предъявлении вышеуказанного требования к принципалу вы можете также заявить требование о присуждении в вашу пользу компенсации на случай неисполнения ответчиком судебного акта.
Что касается превентивных мер, то рекомендуем вам наряду с положением об эксклюзивности реализации товаров контрагента на территории РФ включить в агентский договор условие о взыскании неустойки за нарушение принципалом негативного обязательства.
1 Договорное и обязательственное право (общая часть): Постатейный комментарий к статьям 307 — 453 Гражданского кодекса российской федерации / отв. ред. А.Г. Карапетов.