Может ли компания зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение, идентичное названию города, а также используемые хештеги?

| консультации | печать
Наша компания существует уже год, и мы задумались о защите нашего бренда. Для обозначения себя на рынке (на вывесках, предлагаемых продуктах, в рекламе) мы выбрали словесное обозначение – название одного маленького итальянского города. Можем ли мы зарегистрировать такое обозначение в качестве товарного знака? Или у нас возникнут проблемы в связи с тем, что это название населенного пункта? И другой вопрос: можно ли зарегистрировать в качестве товарных знаков хештеги, которые мы наиболее часто используем в нашем инстаграме?

Запрета на использование географических наименований как таковых (в том числе названий городов и иных населенных пунктов) в российском законодательстве нет. При проверке по п. 1 и 3 ст. 1483 ГК РФ товарного знака или обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, включающего географическое название, применяются общие подходы.

Географические названия не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, если такие названия способны восприниматься потребителем как указание на место нахождения изготовителя товаров. В таком случае Роспатент может признать, что заявленное на регистрацию обозначение не отвечает различительной способности либо может вводить потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара (средний потребитель может подумать, что маркированный товарным знаком товар был произведен на территории соответствующего населенного пункта и отличается особыми характеристиками, связанными с подобным происхождением).

Потребитель может воспринять географическое название в качестве места нахождения изготовителя товара только в том случае, если такое географическое название обладает определенной степенью известности, в силу чего может вызвать у него соответствующие ассоциативные связи. Таким образом, как было отмечено в Информационной справке, подготовленной по результатам анализа и обобщения судебной практики Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного суда РФ по вопросам, возникающим при применении положений п. 1 и 3 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ (утв. постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2017 № СП-23/10, далее — Справка СИП РФ), малоизвестные географические наименования, которые не воспринимаются рядовым, средним потребителем как место производства конкретного товара, не охватываются запретом, установленным подп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ.

К схожему выводу можно прийти и на основе анализа методических разъяснений Роспатента. Названия городов, как отмечено в приказе Роспатента от 23.03.2001 № 39 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» (далее — Рекомендации № 39), составляют географические названия, которые часто воспринимаются как место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. Вместе с тем в этой группе необходимо отличать те географические названия, которые могут восприниматься потребителем как указание на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя товара, от тех, которые не могут так восприниматься.

В подпункте 2.2 п. 2.4 Рекомендаций № 39 обращается внимание на особенности экспертизы географических названий, заявленных в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением. Такие географические названия в зависимости от объема сведений, содержащихся в источниках информации, могут быть условно разделены на две группы:

  • являющиеся известными географическими названиями, которые могут быть восприняты как место нахождения производителя;

  • являющиеся малоизвестными названиями, которые вряд ли могут быть восприняты как место нахождения производителя.

Если на регистрацию заявлено малоизвестное географическое название, которое указывает на место производства или сбыта товара и нахождения производителя, но источники информации не содержат сведений о нем либо эти сведения содержатся в редких специальных изданиях, что позволяет признать географическое название практически неизвестным рядовому потребителю, ему может быть предоставлена правовая охрана (п. 2.2.2 Рекомендаций № 39).

Например, Суд по интеллектуальным правам признал допустимой регистрацию товарного знака Bergland (Бергланд), идентичного названию населенного пункта в Австрии. Суд пришел к выводу, что при отсутствии иной информации на момент проведения экспертизы словесный элемент bergland заявленного комбинированного обозначения мог восприниматься как имеющий фантазийное происхождение, что не препятствовало его регистрации (см. постановление Президиума СИП РФ от 19.03.2014 № С01-68/2014 по делу № СИП-161/2013).

Таким образом, если в вашем случае речь идет о названии небольшого малоизвестного российским потребителям города в Италии, то при отсутствии иных преград (например, ранее зарегистрированных в отношении однородных товаров/услуг схожих обозначений), вы можете рассчитывать на то, что Роспатент зарегистрирует обозначение. Важно, чтобы такое обозначение не вызывало у потребителей ложных ассоциаций.

Следует также отметить, что Суд по интеллектуальным правам допускает при определенных условиях регистрацию и известных географических названий. Важно, чтобы в отношении конкретных классов товаров (услуг) такие обозначения воспринимались в качестве фантазийных. Потребители не должны воспринимать их как указание на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. Так, согласно справке СИП РФ, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано, например, словосочетание London mall: «Вероятнее всего, такое обозначение будет восприниматься российским потребителем в его общеупотребительном значении „Лондонская аллея для прогулок“, использованным для характеристики интерьера, общей „атмосферы“ торгового комплекса, что, очевидно, свидетельствует о фантазийном характере этого словосочетания применительно к заявленным услугам и его неспособности ввести в заблуждение относительно места нахождения исполнителя услуг».

Хештеги (вне зависимости от того, состоят они из одного слова или фразы, слогана) также могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. К ним применяются стандартные требования для регистрации товарных знаков при их проверке (ст. 1483 ГК РФ). Необходимо, чтобы словесное обозначение, входящее в хештег, обладало различительной способностью, носило фантазийный характер, не указывало на вид и характеристики предлагаемых товаров или услуг. Так, например, салон красоты не сможет зарегистрировать в качестве товарного знака хештеги: #маникюр; #окрашивание и т.п., а фитнес-клуб — хештеги: #фитнес; #йога; # кроссфит. Вместе с тем в качестве товарного знака может быть зарегистрирован хештег, содержащий в своей основе оригинальный лозунг, слоган компании.

Зарубежный опыт

В Руководстве по экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков США специально отмечено, что обозначения, включающие хеш-символ (#), могут быть зарегистрированы только в том случае, если они осуществляют функцию указателя на источник происхождения товаров. В качестве примера хештега, который не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, Руководство приводит обозначение #SKATER в отношении оборудования для скейтбордов. Между тем в американском реестре зарегистрированных товарных знаков можно найти немало примеров хештегов:

#BOSSBABE (Reg. No. 4750980), #FIXITJESUS (Reg. No. 4743330).