1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать

Конкурент копирует название интернет-магазина и дизайн сайта: что делать?

Я учредитель компании, владеющей интернет-магазином. Еще в 2014 г. мы придумали для него достаточно броское название, которое разместили на сайте. Не так давно мой бывший партнер по бизнесу А., с которым у нас произошел конфликт, открыл свой магазин (продает товары как в интернете, так и в реале). И для индивидуализации своего бизнеса он стал использовать схожее обозначение. Кроме того, он повторил и дизайн сайта моей компании, который специально для меня разработали знакомые программист и дизайнер. Я попробовал самостоятельно разобраться с данным вопросом. Полагаю, что название моего магазина является коммерческим обозначением. С сайтом сложнее — в ГК РФ речь идет о подборе и расположении материалов. Между тем А. изменил содержание сайта, речь идет только о дизайне. Смогу ли я защитить интеллектуальные права на эти объекты?

Интернет-сайт — самостоятельный объект авторских прав, составное произведение. У разработчика возникают авторские права на подбор и размещение материалов. В то же время правовой охраной как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности пользуются и отдельные элементы сайта, в том числе дизайн — решение внешнего вида сайта (цветовое решение, расположение структурных элементов и т. д.).

Дизайн сайта может охраняться и в качестве промышленного образца, и в качестве объекта авторского права. В первом случае обладателю сайта необходимо получить патент. Объектом патентования будет выступать оригинальная организация и структура сайта, построение меню с элементами навигации, размещение основных компонентов, тематических блоков и баннеров. В рассматриваемом случае, как мы понимаем, патент отсутствует. А значит, остается только дизайн как объект авторского права.

Здесь важно учитывать, что исключительное право на объекты интеллектуальной собственности изначально возникает у автора, которым по закону является физическое лицо, творческим трудом которого создан соответствующий объект. В таком случае при рассмотрении требований компаний о нарушении исключительных прав на сайт (дизайн сайта) суды первым делом устанавливают, является ли истец правообладателем, на каком основании к нему перешло исключительное право на сайт (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.07.2015 № С01-468/2015 по делу № А76-2656/2014). Так, при рассмотрении одного дела суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования о запрете ответчику использовать логотип и дизайн сайта по причине того, что истец не представил документы, подтверждающие передачу ему каких-либо прав на дизайн логотипа и сайта (постановление Суда по интеллектуальным правам от 26.05.2016 № С01-180/2016 по делу № А40-71529/2015).

Из представленной информации можно предположить, что интернет-магазин не оформил должным образом отношения с авторами сайта. Таким образом, исключительное право, вероятно, до сих пор остается у них. В такой ситуации необходимо, прежде чем обращаться в суд с требованием о нарушении исключительного права, заключить с авторами договоры об отчуждении исключительного права.

С использованием наименования интернет-магазина дела обстоят еще сложнее. Спорное обозначение не зарегистрировано в качестве товарного знака. Можно ли его рассматривать в качестве коммерческого обозначения?

Для признания наименования коммерческим обозначением необходима совокупность двух условий:

  • обозначение индивидуализирует предприятие (ст. 1538 ГК РФ);

  • обозначение приобрело известность на определенной территории (ст. 1539 ГК РФ).

На практике оба обстоятельства доказать крайне сложно. Особенно в том случае, когда речь идет о наименованиях, используемых в интернете.

Еще до создания Суда по интеллектуальным правам суды исходили из того, что использование обозначения для индивидуализации интернет-сайтов не доказывает возникновение коммерческого обозначения. Так, суд отказал в удовлетворении требования о нарушении прав на наименование известной социальной сети «Одноклассники. ру». Как он при этом отметил, в материалах дела не были представлены доказательства, подтверждающие принадлежность истцу на каком-либо праве предприятия как имущественного комплекса. В отсутствие принадлежности предприятия само по себе обозначение Оdnoklassniki.ru не может признаваться коммерческим обозначением (постановление ФАС Московского округа от 25.05.2009 № КГ-А40/1594-09 по делу № А40-18395/08-26-81).

СИП РФ сформулировал, что закон не связывает возможность признания имущественного комплекса предприятием с фактом его госрегистрации в таком качестве. В подобной регистрации может возникнуть необходимость для цели совершения сделок с этим имущественным комплексом. Предприятие представляет собой имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги (постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.11.2016 № С01-926/2016 по делу № А56-4670/2015).

Таким образом, не обязательно, чтобы на правообладателя коммерческого обозначения было зарегистрированное предприятие. Между тем истец в деле о нарушении исключительного права на коммерческое обозначение должен доказать наличие у него имущественного комплекса.

Интерес представляет постановление СИП РФ от 28.04.2017 № С01-301/2017 по делу № А60-1837/2016. Истец требовал признать действия ответчика нарушением исключительного права на коммерческое обозначение. При этом он ссылался на то, что с 2008 г. использует спорное обозначение в доменном имени и на своем сайте для индивидуализации интернет-магазина. Суд, между тем, признал недоказанным факт наличия у истца прав на коммерческое обозначение, исходя из того, что интернет-сайт (интернет-магазин) и доменное имя не являются средствами индивидуализации. Исключительное право на них само по себе (как на коммерческое обозначение) возникнуть не может. Иными словами, для того чтобы обозначение, в том числе входящее в состав доменного имени, приобрело статус коммерческого, оно должно отвечать требованиям, предъявляемым законодательством к коммерческим обозначениям.

К схожим выводам пришел СИП РФ и в постановлении от 03.10.2016 № С01-1402/2014 по делу № А40-138017/2013. По мнению суда, использование обозначения в названии детского телеканала, вещание которого осуществляется в интернете, а также в доменных именах не может служить доказательством возникновения исключительного права на соответствующее коммерческое обозначение. Истец не представил доказательств наличия у него предприятия.

Подтверждением известности обозначения, используемого для индивидуализации предприятия, согласно позиции СИП РФ, могут служить обстоятельства длительного и (или) интенсивного использования такого обозначения на определенной территории. Также могут приниматься во внимание произведенные затраты на рекламу, значительные объемы реализации товаров и оказания услуг под таким обозначением. Кроме того, могут учитываться результаты опроса потребителей продукции по вопросу известности обозначения на определенной территории (см. решение Суда по интеллектуальным правам от 23.05.2017 по делу № СИП-81/2017).

В рассматриваемой ситуации можно порекомендовать максимально оперативно подать заявку на регистрацию наименования интернет-магазина в качестве товарного знака. Если конкурент опередит, то существует риск того, что компании, организовавшей интернет-магазин первой, будет запрещено использовать обозначение. Или же ей придется оспаривать регистрацию чужого товарного знака, что будет непросто.

Также можно подать заявление в ФАС России о недобросовестной конкуренции на основании п. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Правда, обширной практики по применению этой нормы пока нет.

Сумма:
%