Планы по компенсации затрат на отдых в России

| консультации | печать
В изменениях к Налоговому кодексу сказано, что работодатель может компенсировать расходы, потраченные на отдых. На одном из сайтов я прочитала, что если работодатель не компенсирует эти расходы, то это может сделать налоговая. Так ли это?

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что Налоговый кодекс не может разрешать или запрещать работодателю производить какие-либо расходы в пользу работника. Компенсация расходов работника на отдых возможна и в настоящее время и производится исключительно по желанию работодателя. Поправки же, о которых идет речь в вопросе, направлены на стимулирование работодателя нести подобные расходы. Суть их заключается в том, чтобы позволить работодателю включать компенсируемые работнику суммы в состав расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а следовательно, и сумму налога, уплачиваемого в бюджет.

Однако данные поправки пока еще не являются действующими, их только предлагается внести в Налоговый кодекс. Соответствующий законопроект (№ 871036-6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») был представлен группой депутатов в Госдуму в августе прошлого года. Изначально он предусматривал возможность учета в составе расходов затрат на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России, оказанных работнику и членам его семьи по договору о реализации туристского продукта, в размере не более 50 000 руб. на человека. Но позже законопроект был переработан по замечаниям Правительства РФ. Новый вариант документа содержит еще одно ограничение размера учитываемых расходов: общая сумма таких расходов (в пределах 50 000 руб. на человека) в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг не может превышать 6% от расходов на оплату труда. Понятно, что в случае введения в действие этих норм реальный размер возмещаемых работнику расходов на оплату отдыха, скорее всего, будет определяться работодателями именно с учетом этих ограничений. И если расходы на оплату труда в компании незначительны, размер возмещения может оказаться существенно ниже 50 000 руб. на человека.

Новый вариант законопроекта представлен в Госдуму 24 февраля 2016 г. и пока не прошел даже первое чтение.

Теперь что касается компенсации затрат работника на отдых через налоговую инспекцию.

Минкультуры России, выполняя поручение Председателя Правительства РФ от 21.05.2013 № ДМ-П44-3336, в мае 2014 г. разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Им предлагается предоставлять физическим лицам социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за услуги по организации туризма и отдыха на территории России в соответствии с договором о реализации туристского продукта за себя и членов своей семьи, но не более 50 000 руб. на человека. То есть речь идет не о компенсации затрат на отдых, а об уменьшении налоговой базы по НДФЛ на сумму расходов на отдых и возврате части уплаченной в бюджет суммы налога. Это значит, что работник получает право на возврат из бюджета НДФЛ по ставке 13% от суммы реально понесенных расходов на отдых в пределах 50 000 руб. на человека. Соответственно, максимально возможная сумма возврата составляет 6500 руб. на человека (50 000 руб. х 13%).

Отметим, что данный законопроект в Госдуму не поступал. С 3 по 11 июля 2014 г. на едином портале правовой информации была проведена его антикоррупционная экспертиза, а 16 июля 2014 г. получено отрицательное заключение на него по результатам проведения оценки регулирующего воздействия. В заключении были высказаны сомнения по поводу того, что при современном состоянии отрасли предлагаемые нововведения способны привести к существенному росту спроса на услуги внутреннего туризма и, следовательно, к увеличению объема налоговых поступлений в бюджет.

Итак, указанные в вопросе поправки — это лишь планы по компенсации затрат работников на отдых в России. И пока неизвестно, будут ли они воплощены в законодательной форме.