Родовые сертификаты для коммерческой больницы

| консультации | печать
Имеет ли право территориальное отделение ФСС РФ отказать коммерческой медицинской организации в заключении договора об обеспечении ее бланками родовых сертификатов, если эта организация заключила муниципальный контракт на оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде?

Родовые сертификаты используются в качестве документов, обеспечивающих дополнительную финансовую поддержку учреждений здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги беременным женщинам, а с 2007 г. - и детям в течение первого года жизни. Финансирование осуществляется ФСС РФ за счет средств, перечисленных ему из бюджета ФФОМС. Общие правила финансирования указанной лечебной деятельности устанавливаются законами о бюджете ФСС на соответствующий год. Конкретизируются эти правила Постановлениями Правительства РФ и выпущенными в их исполнение Приказами Минздравсоцразвития России.

Статьей 19 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» предусмотрено финансирование из бюджета ФСС государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (а при их отсутствии - медицинских организаций, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ).

В составе финансируемых услуг сейчас фигурируют оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни.

При условии выполнения коммерческой медицинской организацией всех требований, установленных ст. 19 Закона № 234-ФЗ, а также Правилами финансирования в 2007 г. указанных выше расходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 869), региональное отделение ФСС РФ обязано заключить с этой организацией договор об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением № 869 (п. 5 Правил).

Напомним, что одним из вышеуказанных требований является наличие у медицинской организации лицензий на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям «Акушерство и гинекология» и (или) «Педиатрия».

Арбитражная практика

Прецеденты успешного оспаривания коммерческой медицинской организацией отказа отделением ФСС в заключении такого договора уже имеются.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 № 2985/07 рассмотрен спор больницы со статусом открытого акционерного общества и регионального отделения ФСС. В связи с указанным статусом данного медицинского учреждения ФСС отказался в 2006 г. заключить с ним договор об обеспечении родовыми сертификатами.

Президиум ВАС РФ учел, что постановлением руководителя исполкома муниципального образования функции муниципальных учреждений здравоохранения были частично переданы медицинским организациям частной системы здравоохранения, в частности больнице - ОАО. Между Управлением здравоохранения исполнительного комитета муниципального образования и больницей заключен муниципальный контракт на оказание больницей медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Было отмечено, что оплата через ФСС РФ государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также услуг по осуществлению диспансерного наблюдения за детьми в течение первого года жизни предусмотрена Законами о бюджете ФСС РФ на 2006 и 2007 гг.

Отказ отделения ФСС заключить с женской консультацией - ОАО договор об обеспечении ее бланками родовых сертификатов был признан незаконным.