1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 537

Утрата основного средства при перевозке

Транспортная компания потеряла при перевозке наше основное средство. В сумму претензии включили стоимость оборудования, а также транспортные расходы по его доставке с учетом НДС. Нужно ли в данном случае восстанавливать НДС? Будет ли сумма претензии признаваться нашим доходом для целей налогообложения прибыли?
Ирина Мохова, г. Самара

НДС, ранее правомерно принятый к вычету, потребуется восстановить, но только в части транспортных расходов, а сумму претензии для целей налогообложения прибыли включить в состав внереализационных доходов. Расскажем по порядку.

НДС

Гражданским законодательством преду­смотрено, что ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты груза — в размере объявленной стоимос­ти груза или багажа. Кроме того, перевозчик обязан возвратить отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. 796 ГК РФ).

Пунк­том 1 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации услуг продавец дополнительно к цене таких услуг обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. Из этого следует, что возмещать стоимость услуг по претензии также надо с учетом данного налога (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 02.11.2010 № Ф09-8117/10-С5).

Перечень случаев, когда суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению, установлен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Список, приведенный в указанной норме, является закрытым. В частности, подп. 3 упомянутой нормы предусмотрено, что восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты.

На наш взгляд, упомянутая норма применима и к рассматриваемой ситуации. Ведь условия договора перевозки не выполнены, а оплата возвращена. Это значит, что сумма НДС по транспортным расходам, которая уже была принята к вычету, подлежит восстановлению в бюджет в периоде возмещения перевозчиком стоимости услуг (включая НДС).

Теперь, что касается «входного» НДС по самому оборудованию. Позиция Минфина России на этот счет не в пользу компаний. В письме от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397 ведомство указало, что одним из условий для принятия «входного» НДС к вычету является дальнейшее использование приобретенных товаров в облагаемых этим налогом операциях (п. 2 ст. 171 НК РФ). На основании норм ст. 39 и 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом налогообложения по НДС не является. Следовательно, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по таким товарам (например, морально устаревшим), следует восстановить для уплаты в бюджет. Однако мы считаем, что с выводами чиновников можно поспорить.

Как уже было упомянуто, перечень оснований для восстановления НДС, закреп­ленный в п. 3 ст. 170 НК РФ, является исчерпывающим. Утрата имущества при перевозке в числе таких оснований не поименована. Значит, и повода для восстановления налога нет. Об этом свидетельствует и сложившаяся на местах арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 13.12.2011 по делу № А41-36345/10 и Дальневосточного округа от 02.11.2011 № Ф03-4834/2011).

Налог на прибыль

Признанные должником суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам. Об этом прямо сказано в п. 3 ст. 250 НК РФ.

Следовательно, сумму претензии за вычетом подлежащего восстановлению НДС необходимо учесть во внереализационных доходах на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Такой датой может являться как фактическая уплата денежных средств по претензии, так и письменное признание перевозчиком задолженности по уплате соответст­вующих сумм (письмо Минфина России от 26.08.2013 № 03-03-06/2/34843).

Вместе с тем остаточная стоимость утраченного оборудования может быть списана для целей налогообложения прибыли в составе других обоснованных внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Минфин России придерживается аналогичной точки зрения, рассматривая ситуации со схожими обстоятельствами. Например, в письме от 27.08.2014 № 03-03-06/1/42717 чиновниками был рассмот­рен случай в организации, в которой произошло хищение товаров. Виновный был найден и обязан по решению суда возместить ущерб. Финансисты отметили, в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение убытка, налогоплательщик имеет право признать в составе расходов стоимость утраченного имущества на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. А в письме от 14.10.2010 № 03-03-06/1/648 ведомство пришло к выводу, что компания вправе учесть во внереализационных расходах суммы потерь от гибели по вине работника незастрахованной час­ти товара при условии взыс­­кания с последнего суммы причиненного ущерба.

Судебных решений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.