1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1686

Чем подтвердить оплату услуг предпринимателя

Директор компании представляет авансовый отчет по суммам за транспортные услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем. К авансовому отчету директор прикладывает только договор-заявку, в котором указаны наименование услуг и их стоимость, а также имеется запись предпринимателя от руки о том, что услуги оказаны, оплата получена в полном размере. Невыдачу документов об оплате предприниматель мотивирует тем, что он вправе не оформлять кассовые документы. Достаточно ли договора-заявки с отметкой об оплате услуг для принятия расходов к налоговому учету?
А. Орефьева, г. Ставрополь

Подотчетное лицо, которому были выданы из кассы деньги на приобретение услуг, обязано отчитаться по ним. Для этого нужно предъявить в бухгалтерию не позднее трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, авансовый отчет с подтверждающими до­кумен­тами (п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, которым определен Порядок ведения кассовых операций).

Для целей налога на прибыль подтверждающие расходы до­кумен­ты должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). С 1 июля 2014 г. ИП, которые ведут в соответствии с налоговым законодательством учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые до­кумен­ты (приходные и расходные кассовые ордера) могут не оформлять (п. 4.1 Порядка ведения кассовых операций).

Однако это не значит, что такие предприниматели не должны выдавать покупателям до­кумен­ты, подтверждающие оплату. В случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг за наличный расчет или с использованием платежных карт, предприниматель обязан применять ККТ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № ­54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее — Закон о ККТ). Не применять ККТ предприниматель может, если транспортные услуги он оказывает в рамках ­ЕНВД или ПСН. В этом случае он должен выдать покупателю по его требованию до­кумен­т (товарный чек, квитанцию или другой до­кумен­т), подтверждающий прием денежных средств за оказанную услугу, содержащий следующие сведения: наименование до­кумен­та, порядковый номер, дату его выдачи, ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН, наименование и количество оказанных услуг, сумму оплаты, должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего до­кумен­т, и его личную подпись (п. 2.1 Закона о ККТ).

Таким образом, директор должен приложить к авансовому отчету либо чек ККТ, либо до­кумен­т, соответствующий требованиям п. 2.1 Закона о ККТ, если предприниматель оказывает эти услуги в рамках ­ЕНВД или ПСН.

При их отсутствии понесенные затраты не могут считаться до­кумен­тально подтвержденными и, соответственно, учесть их в составе расходов в налоговом учете нельзя.