Сделка сорвалась по вине покупателя

| консультации | печать
Мы заключили с контрагентом договор на приобретение объекта недвижимости. По нашей вине сделка не состоялась. Условиями договора предусмотрено, что в случае невыполнения стороной своих обязанностей по договору она возмещает другой стороне все расходы, понесенные ею при выполнении этого договора, а также упущенную выгоду. Вправе ли мы учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли?
М. Семенова, г. Тула

Да, вы вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли. Но возможность признать в налоговом учете компенсацию упущенной выгоды, скорее всего, потребуется доказывать в судебном порядке.

По договору купли-продажи обязанностью покупателя является приобретение и своевременная оплата товара (в данном случае объекта недвижимости). Неисполнение этой обязанности приводит к тому, что продавец несет убытки по договору. Значит, он вправе требовать, чтобы покупатель их возместил (ст. 393 ГК РФ).

Гражданский кодекс, а также договор, который подписала ваша компания, относят к убыткам:

  • реальный ущерб, то есть расходы, которые понес продавец, исполняя свои обязанности в рамках сделки по купле-продаже недвижимости;
  • упущенную выгоду, то есть доходы, которые продавец мог бы получить от продажи объекта, но не получил из-за того, что сделка сорвалась по вашей вине (ст. 15 ГК РФ).

В Налоговом кодексе сказано, что организация при расчете налога на прибыль имеет право включить во внереализационные расходы:

  • штрафы, пени, а также иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств;
  • расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Как видим, с признанием возмещения расходов, понесенных контрагентом при исполнении договора, проблем быть не должно. Ведь компенсация ущерба прямо поименована в перечне расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В то же время списание в налоговом учете компенсации упущенной выгоды, скорее всего, приведет к конфликту с налоговиками на проверке. Чиновники считают, что упущенная выгода не относится ни к санкциям за нарушение договора, ни к расходам на возмещение ущерба. А, кроме того, не является экономически обоснованным расходом. Значит, должник не вправе списать ее в налоговом учете (письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-03-10/25645, от 12.10.2011 № 03-07-05/26). Поэтому есть вероятность, что инспекция исключит расходы из расчета налоговой базы, начислит пени и штраф за неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ).

Мы считаем, что формулировка подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ не мешает компании признать компенсацию упущенной выгоды в налоговом учете. Перечень внереализационных расходов открыт. Возмещение контрагенту всех убытков, включая упущенную выгоду, освободит вашу компанию от исполнения обязательств по договору (п. 2 ст. 396 ГК РФ). Это позволяет учесть компенсацию упущенной выгоды в составе других обоснованных внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). И некоторым компаниям уже удавалось защитить эту точку зрения в судебном порядке (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2011 № А40-143207/40-129-567). Арбитры указывали, что подп. 13 и 20 п. 1 ст. 265 НК РФ не ограничивают право налогоплательщика на включение в состав внереализационных расходов упущенной выгоды.

Если ваша компания к этому готова, то в споре с инспекцией можно использовать следующий дополнительный аргумент. В подпункте 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, который определяет дату признания расхода в виде санкций за нарушение условий договора, упоминаются как штрафы и неустойки, так и расходы «на возмещение убытков (ущерба)». Как видим, формулировки в ст. 265 и 272 НК РФ различаются. В первой речь идет лишь об ущербе, во второй — об убытках в целом. А любую неясность Налогового кодекса налогоплательщик вправе толковать в свою пользу (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Теперь разберемся с датой признания в расходах сумм возмещения ущерба и их документальным подтверждением. Санкции за нарушение договорных обязательств, а также компенсацию ущерба кодекс позволяет учесть единовременно на дату их признания должником (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Как определить этот момент, и каким документом подтвердить, что компания признала свой долг перед контрагентом, в Налоговом кодексе не сказано. Но в любом случае одного только догово­ра с условием о компенсации убытков для списания расходов недостаточно. По мнению не только чиновников, но и судей, признание долга должно быть активным. Поэтому безопаснее учитывать расходы при наличии как минимум одного из двух следующих документов. Во-первых, письменного согласия компании на уплату долга. Подойдет, к примеру, дополнительное соглашение к договору или двусторонний акт о сумме и сроках погашения долгов, подписанный вашей компанией и продавцом. Во-вторых, платежного поручения (постановление Прези­­диума ВАС РФ от 03.04.2007 № 14715/06, письмо Минфина России от 25.05.2012 № ­­03-03-06/1/272).