Обучение франчайзи

| консультации | печать
Наша организация владеет несколькими салонами-парикмахерскими. При открытии салонов фирма — владелец товарного знака, под которым мы выступаем, провела бесплатное обучение наших сотрудников. В связи с расширением списка оказываемых услуг нам потребовалось дополнительное обучение. Фирма — владелец товарного знака провела такое обучение, но за плату. Можем ли мы учесть стоимость этого обучения в составе расходов при исчислении налога на прибыль?

С учетом затрат на обучение, проведенное владельцем товарного знака, в составе расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, могут возникнуть сложности. Дело в том, что затраты на обучение включаются в состав расходов на основании подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что затраты на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав прочих расходов, если такое обучение оказывается образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию. При несоблюдении этих условий налоговики исключают данные затраты из состава расходов (письма Минфина России от 13.02.2008 № 03-03-06/1/92, от 12.03.2008 № 03-11-05/58 и УФНС России по г. Москве от 11.11.2009 № 16-15/118373). 

Поскольку фирма — владелец товарного знака скорее всего образовательным учреждением не является и соответствующей лицензии не имеет, налоговики исключат затраты на обучение из состава расходов.

Однако суды считают, что, если обучение сотрудников осуществлялось в производственных, а не в личных целях, налогоплательщик вправе включить в расходы затраты на обучение сотрудников как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 № А56-51313/2004 и Московского округа от 12.10.2006, 19.10.2006 № КА-А40/9887-06).

Таким образом, вы можете включить в расходы стоимость обучения, проведенного фирмой — владельцем товарного знака, но нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде.