Устраняем недостатки

| консультации | печать
Согласно Закону «О защите прав потребителей» магазины нашей торговой сети безвозмездно устраняют недостатки проданных товаров или возмещают потребителям расходы на их исправление. Каким образом это отражается в бухгалтерском и налоговом учете?

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом (ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Недостатки должны быть устранены продавцом (изготовителем) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (ст. 20 Закона № 2300-1).

Пример 1

На основании обоснованного требования потребителя торговая организация самостоятельно устранила недостатки товара. Стоимость товара, принятого от покупателя, составляет 1000 рублей, расходы организации на устранение недостатков — 200рублей. Отражение операций в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 002 (забалансовый) — 1000 руб. — товар, полученный от покупателя для устранения недостатков, принят на ответственное хранение

Д-т сч. 76 К-т сч. 10 — 200 руб. — отражено списание стоимости материалов, использованных на устранение недостатков товара

Д-т сч. 91-2 К-т сч. 76 — 200 руб. — списаны расходы по удовлетворению претензии покупателя

К-т сч. 002 (забалансовый) — 1000 руб. — после устранения недостатков товар возвращен покупателю.

Самостоятельно организации розничной торговли устраняют недостатки товара очень редко, как правило, под устранением недостатков фактически подразумевается гарантийный ремонт, который производится организациями, уполномоченными изготовителем (специальными сервисными службами). В таком случае организация розничной торговли не отражает на своем балансе операции по устранению недостатков.

Вместе с тем Законом установлена обязанность возместить расходы потребителя, если недостатки были устранены третьим лицом. Это требование предъявляется крайне редко, поскольку потребители стремятся устранить недостатки в уполномоченных организациях. Но возможны ситуации, когда, например, недостаток выявился вместе, где такие организации отсутствуют, и потребовалось срочное устранение недостатков путем обращения к другому лицу.

Пример 2

Организация, уполномоченная устранять недостатки товара, в данной местности отсутствует, торговая организация самостоятельно устранить недостаток не может, поэтому покупатель обратился к третьему лицу для их устранения, а торговая организация на основании обоснованного требования потребителя оплатила ремонт в сумме 500 рублей.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 500 руб. — отражена оплата третьему лицу за устранение недостатков товара по требованию покупателя

Д-т сч. 91-2 К-т сч. 76 — 500 руб. — списаны расходы по удовлетворению претензии покупателя.

Поскольку расходы по восстановлению нарушенного права потребителя являются возмещением причиненного ему ущерба (ст. 15 ГК РФ), то затраты, произведенные торговой организацией в связи с удовлетворением претензии покупателя, по мнению автора, учитываются при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов как расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).