1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 7451

Туристическое агентство — не платежный агент

Нашему туристическому агентству банк указал, что мы превысили лимит остатка наличных денежных средств в кассе. Банк ссылается на Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Прав ли он? Неужели мы являемся платежным агентом? И как быть, если законодательство о туристической деятельности обязывает нас выдавать бланки строгой отчетности, а платежные агенты должны выдавать кассовый чек?

Ваш банк не прав. Туристическое агентство не подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ).

Следовательно, оно не может считаться платежным агентом, на которого возлагается обязанность по соблюдению требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денежных средств, установленная Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 № 14- П (утверждено Советом директоров Банка России 19.12.97, протокол № 47).

Также туристическое агентство не обязано использовать контрольно-кассовую технику при расчетах с населением.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

Содержание деятельности платежного агента

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом также выступает оператор по приему платежей либо платежный субагент. Последним признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона № 103-ФЗ понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). В том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).

В силу ч. 14 и 15 ст. 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент должен сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

В части 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ говорится, что платежный субагент для приема платежей заключает с оператором по приему платежей (в рассматриваемом случае банком) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. По условиям такого договора платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей принимать денежные средства от плательщиков, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством РФ, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Что не подпадает под действие Закона № 103-ФЗ

Вместе с тем в п.1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ определено, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами. Исключение составляют расчеты, связанные с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом № 103-ФЗ.

Указание на непосредственность расчетов с физическими лицами говорит о том, что Закон № 103-ФЗ распространяется только на деятельность по дистанционному приему платежей, осуществляемых, в частности, посредством использования платежных терминалов.

В соответствии с п. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 5 Закона № 103- ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств подтверждается выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление платежа, должен соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах.

Туристская путевка вместо ККТ

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ) турагентской деятельностью признается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Реализация туристского продукта представляет собой деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Туристская путевка является бланком строгой отчетности и одновременно документом, содержащим условия путешествия и подтверждающим факт оплаты туристского продукта.

Сказанное означает, что организация, осуществляющая туристскую деятельность, выдавая бланк строгой отчетности «Туристская путевка», вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. На это указано и в письме УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 № 17-15/72957 «О применении бланков строгой отчетности организацией, оказывающей туристические услуги». Более того, налоговики подчеркивают, что оформление туристской путевки обязательно.

На что может ссылаться банк

В вопросе не сказано, почему именно банк решил применить к деятельности турагентства нормы Закона № 103-ФЗ. Между тем аргументацию противоположной стороны надо понимать, чтобы выработать верную линию защиты.

Предположим, что банк причислил турагента к платежным агентам по Закону № 103-ФЗ исходя из специфики деятельности туристического агентства.

Разберемся, насколько аргументированной может быть такая позиция.

Выше мы сказали, как определяет Закон № 132-ФЗ турагентскую деятельность и реализацию туристского продукта.

Сам туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в нее стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Такой договор заключается в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. А в случаях, предусмотренных Законом № 132-ФЗ (ст. 10.1), — между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ст. 10 Закона № 132-ФЗ).

В статье 10.1 Закона № 132-ФЗ поясняется, что по договору о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом последний от своего имени реализует туристский продукт, сформированный туроператором.

При этом в договоре должна содержаться информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор.

Таким образом, законом предусмотрено, что турагент вправе выступать продавцом услуг туроператора, по сути выполняя функции посредника.

Данные правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса об агентском договоре. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Таким образом, специалисты банка, указав вам на превышение лимита остатка наличных денежных средств в кассе, могли рассуждать так: поскольку по смыслу положений Закона № 132-ФЗ турагент, реализуя туристский продукт заказчику, выступает агентом между туроператором (принципалом) и заказчиком, деятельность туристического агентства соответствует определению платежного агента в Законе № 103-ФЗ.

Однако такая позиция несостоятельна.

Во-первых, ее опровергает приведенное выше исключение из сферы действия Закона № 103-ФЗ.

Во-вторых, у туристического агентства отсутствует такой неотъемлемый признак платежного агента, как обязательное использование контрольно-кассовой техники при приеме платежей от физлиц.