1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 10184

Как возместить ущерб от отключения электроэнергии

Мы живем в собственном доме. Из-за обрыва проводов во время сильного снегопада у нас периодически отключали электричество, света не было несколько дней. Мы не могли обогревать помещение, трубы в системе отопления обледеневали. Мы могли потерять дорогостоящую систему отопления. Если ситуация повторится и нам будет причинен ущерб, сможем ли мы взыскать убытки и каким образом?

Если говорить юридическим языком, в отношении обеспечения вашего дома электроэнергией произошел сбой в предоставлении коммунальных услуг потребителю.

Чтобы ответить на вопросы, обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила). Правила применяются при обеспечении коммунальными услугами граждан, проживающих в жилых помещениях как государственного и муниципального, так и частного жилищного фонда. К таковым относятся и жилые дома (п. 1 и 2 Правил).

Правила требуют, чтобы подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, осуществлялась бесперебойно. При этом на исполнителя возложена обязанность устранять аварии и выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством и договором (п. 9 и подп. «д» п. 49 Правил).

При предоставлении коммунальных услуг допускаются перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ. В частности, допустимы перерывы, связанные со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. О проведении таких работ потребители должны быть уведомлены в письменной форме.

Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения — два часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа — при наличии одного источника (п. 10 Правил).

На основании п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу уменьшается. Так, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы должен быть снижен на 0,15%. Исполнитель самостоятельно выполняет эту обязанность в отношении всех потребителей, если ему известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (п. 4 приложения 1 к Правилам и подп. «ж» п. 49 Правил).

обратите внимание

Сообщения о случаях предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества получает аварийно-диспетчерская служба исполнителя от самого потребителя. Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Регистрационный номер заявки и время ее приема сотрудник службы обязан сообщить потребителю. Отметка в журнале регистрации заявок является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 64—66 Правил).

Итак, отключение электроэнергии сверх допустимого перерыва из-за обрыва проводов линий электропередачи влечет за собой снижение размера ежемесячной платы.

Рассмотрим случай, когда в результате сбоя в подаче электроэнергии потребителю был нанесен материальный ущерб.

Из пункта 76 Правил следует, что исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Такая ответственность установлена в п. 1 ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим его. Кроме того, согласно ст. 547 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный реальный ущерб. Под таковым понимаются расходы, которые потребителю придется осуществить для восстановления утраченного или поврежденного имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В пункте 76 Правил закреплено универсальное основание для освобождения от гражданско-правовой ответственности: исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

Являются ли подобными обстоятельствами тяжелые погодные условия, вызвавшие обледенение проводов и приведшие к их обрыву в таких объемах, что провести ремонтные работы в рамках допустимой продолжительности перерыва электроснабжения у исполнителя не было возможности?

Обстоятельства непреодолимой силы — это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства (ст. 401 ГК РФ). Таковыми признаются в основном стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, штормы). Возможность признания иных опасных погодных условий форс-мажорными зависит от конкретных обстоятельств.

Таким образом, электроснабжающая организация будет нести ответственность за причиненный ущерб, если не докажет, что обледенение проводов и его последствия — чрезвычайное и непредотвратимое при конкретных условиях обстоятельство.

В качестве примера, когда доказать форс-мажор при сходных обстоятельствах электроснабжающей организации не удалось, можно привести постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2004 № Ф08-2379/2004. Суд установил, что по результатам экспертизы обрыв проводов стал возможен только при некачественном закреплении провода, соответственно форс-мажорные обстоятельства отсутствуют.

Чтобы зафиксировать ущерб, причиненный отключением электричества, надо обратиться к исполнителю коммунальных услуг с письменным заявлением.

После получения заявления исполнитель обязан направить своего представителя для составления акта. В нем должен быть зафиксирован вред, причиненный имуществу (а также жизни, здоровью) потребителя в результате аварии, стихийного бедствия, отсутствия или некачественного предоставления коммунальных услуг (подп. «д», «з» и «н» п. 49 Правил).

Акт составляется в двух экземплярах комиссией, в которую входят потребитель и представитель исполнителя. Один экземпляр передается потребителю, другой остается у исполнителя. Акт является документом, на котором будет основано требование о возмещении расходов потребителя.

В интересах потребителя проследить, чтобы в акте был подробно изложен характер и объем повреждений имущества, описана причина повреждений. На основании этих сведений будет оценен размер ущерба в денежном выражении.

Возместить ущерб поставщики коммунальных услуг могут добровольно. Однако на практике, как правило, этого не происходит. Поэтому требования к потребителю приходится заявлять в судебном порядке. В суде нужно доказать факт причинения вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и причинением вреда, а также обосновать размер убытков. Для этого в первую очередь потребуется должным образом составленный акт. Кроме того, весомым доказательством может стать заключение эксперта, подтверждающее сведения, указанные в акте. Но экспертизу потребителю придется делать за свой счет. Возмещение расходов на проведение экспертизы можно предъявить в составе исковых требований.