Реклама на подъезде дома

| консультации | печать
На подъезде нашего дома размещен рекламный щит банка. Я живу в приватизированной квартире. Имею ли я право требовать от банка плату за размещение рекламы?

Требовать от банка плату за размещение на подъезде жилого дома рекламного щита может только общее собрание собственников помещений дома или ТСЖ (если оно создано).

Двери подъездов, крыши, стены относятся к объектам общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Общее имущество принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляется собственниками помещений в пределах, установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством.

В силу п. 4 ст. 36, подп. 3 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование объектами общего имущества осуществляется по соглашению всех собственников помещений многоквартирного дома. Объект (его части) общего имущества передаются в пользование иным лицам, в том числе для размещения рекламных конструкций и заключения договора на их установку и эксплуатацию, на основании решения, принятого собственниками помещений дома на общем собрании. В отношении рекламных конструкций обязательное получение согласия собственником помещения дома установлено в п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Помимо общего собрания собственников помещений предоставлять часть общего имущества в пользование вправе товарищество собственников жилья при условии, что это не нарушает права и законные интересы собственников помещений (подп. 1 п. 2 ст. 137 Жилищного кодекса РФ).

Итак, передать объект общего имущества (его части) в пользование собственнику помещения или иным лицам можно с согласия собственников помещений дома, принятого на общем собрании, или ТСЖ (если оно создано). Такого же мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа (постановление от 18.11.2009 по делу № А05-9710/2008).

Следовательно, разместить рекламный щит на подъезде дома банк может только на основании решения общего собрания собственников помещений или ТСЖ (если оно создано) независимо от того, является он одним из собственников помещений данного дома или нет.

Обратите внимание: если банк считается одним из пользователей помещений дома и рекламный щит отвечает критериям вывески, указанным в п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», отказ общего собрания собственников помещений (ТСЖ) в размещении вывески может быть обжалован в суде. И если суд установит, что вывеска не содержит рекламную информацию, он может обязать общее собрание дать разрешение на ее размещение.

Согласно приведенной норме организации, продающие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, обязаны довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, местонахождение (адрес) и режим ее работы, причем указанная информация должна быть размещена на вывеске. За нарушение этого правила организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. К таким организациям относится и банк. Поскольку действующее законодательство не устанавливает право организации разместить подобную вывеску без согласия собственников дома, на котором она размещается, организация будет вынуждена обжаловать отказ в судебном порядке, чтобы не быть привлеченной к административной ответственности.

Вероятность проиграть судебный процесс для собственников помещений велика. Дело в том, что ВАС РФ в п. 18 информационного письма Президиума от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о рекламе» и Определении от 22.05.2008 № 6040/08 придерживается такой позиции. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение (в здание, на территорию) не считается рекламой. Это общераспространенная практика, и она соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Как отмечалось выше, предоставление объекта общего имущества в пользование одному из собственников помещений или иным лицам находится в компетенции общего собрания собственников помещений дома (п. 4 ст. 36, подп. 3 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 247 ГК РФ). А значит, условия передачи в пользование объекта общего имущества, в том числе заключение договора и плату за пользование, тоже определяет общее собрание.

Стало быть, собственники помещений по своему желанию могут передать часть общего имущества как в возмездное, так и в безвозмездное пользование.

Подведем итог. Требовать от банка плату за размещение рекламного щита или вывески (если щит отвечает требованиям п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1) на подъезде вы не можете, это право находится в компетенции общего собрания собственников помещений дома или ТСЖ (если оно создано). Но вы вправе инициировать проведение общего собрания и поставить на нем вопрос о взимании платы с банка за пользование подъездом при условии, что ранее решение по данному вопросу не принималось. Узнать информацию об указанном решении можно у ТСЖ (если он создано) или у соседей. Порядок проведения общего собрания собственников помещений и принятия решения установлен в ст. 44—48 Жилищного кодекса РФ.

Отметим, что, если рекламный щит отвечает критериям рекламной конструкции, закрепленным в п. 3 ст. 19 Закона о рекламе, при отсутствии согласия на его размещение общее собрание собственников помещений может потребовать в судебном порядке демонтировать его в соответствии со ст. 304 ГК РФ или взыскать с банка неосновательное обогащение исходя из главы 60 ГК РФ при условии, что докажет факт обогащения банка (постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2009 по делу № А56-53397/2008, Уральского округа от 05.04.2010 № Ф09-2191/10-С5, Московского округа от 01.02.2008 № КГ-А40/14677-07).

Обратите внимание

Согласно п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.