1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1423

Новый регламент «антимонопольных» проверок

Скоро можно будет проверить любую организацию, индивидуального предпринимателя, а также госструктуру или орган местного самоуправления на предмет выполнения ими норм антимонопольного законодательства согласно новому Административному регламенту1. Он вступит в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы наделены контрольными полномочиями при проверке соблюдения антимонопольного законодательства, основные нормы и принципы которого содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Прийти с проверкой соблюдения антимонопольного законодательства они могут в любую организацию, орган власти, государственные внебюджетные фонды, Банк России. Проверить могут и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

В самых общих чертах порядок проведения «антимонопольных» проверок изложен в ст. 24 и 25 Закона № 135-ФЗ. Но теперь этот процесс тщательно описан в принятом Административном регламенте (далее — Регламент).

Виды проверок

Предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые. И те и другие проводятся в выезд­ной форме.

Плановая проверка проводится один раз в три года и только при условии включения проверяемого лица в ежегодный сводный план проверок, подготовка которого начинается за полгода до начала его применения. Шанс попасть в него есть у тех, к кому не приходили с этой проверкой более трех лет.

С внеплановыми проверками могут приходить настолько часто, насколько для этого будут возникать обстоятельства, позволяющие наведаться. К ним относятся:

  • материалы, поступившие из правоохранительных органов, других госорганов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • сообщения и заявления граждан, юридических лиц, СМИ, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • приказ руководителя антимонопольного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Ежегодный сводный план проверок

Перечень проверяемых ежегодно с 25 августа до 1 сентября должен будет направляться ответственным подразделением ФАС в прокуратуру. Этап отсева прокуратурой должен закончиться к 10 октября. К этому числу она должна проверить правомерность включения каждого лица, попавшего в список, а также инициировать совместную проверку, о чем до 10 октября должна сообщить в ответственное подразделение ФАС, отослав список «избранных». До 20 октября, предшествующему году проведения плановых проверок, сводный план должен быть утвержден приказом ФАС России и не позднее десяти дней со дня утверждения размещен на официальном сайте ФАС России (www.fas.gov.ru).

Подготовка проверки

Она включает в себя издание распорядительных документов (приказ руководителя антимонопольного органа, форма есть в приложении № 5 к Регламенту), формирование инспекции (не менее трех, в территориальном органе — не менее двух человек), уведомление проверяемого о проведении в отношении его проверки.

О плановой проверке уведомление производится минимум за три рабочих дня до ее начала в пределах срока, предусмотренного планом. Копия приказа о проведении проверки направляется проверяемому заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Суть загадочного «иного способа» в Регламенте не раскрывается. Можно лишь догадываться, что это может быть личное вручение копии приказа уполномоченному представителю проверяемого. Может ли это быть электронное сообщение через Интернет или sms-сообщение, остается загадкой.

О внеплановой проверке уведомление производится минимум за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Такая формулировка скорее всего приведет к тому, что проверяемые не дождутся уведомления.

Есть единственный случай, когда внеплановая проверка допускается без уведомления, — при поступлении информации о нарушении ст. 11 Закона № 135-ФЗ.

Проведение проверки

Инспекция вправе прибыть к проверяемому в день, определенный приказом. Беспрепятственно войти в его помещение, здание инспекторы вправе при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки. Напомним, в приказе обязательно должен быть указан состав инспекции, фамилия, имя, отчество каждого инспектора. Лиц, не включенных в состав инспекции, можно не пускать.

В случае отказа в доступе лицам, уполномоченным приказом, последует административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ).

Проверка должна проводиться в период, указанный в приказе. Время согласовывается с проверяемым с учетом его графика работы. При этом она не может идти больше месяца с даты ее начала и до даты передачи или направления по почте проверяемому акта проверки. Правда, срок может быть продлен еще на два месяца, если потребуются экспертизы, исследования, испытания и другие необходимые мероприятия.

Проверяющие вправе получать документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, включая служебную переписку в электронном виде. Также они вправе осматривать любые документы, предметы, получать информацию с любых обнаруженных носителей информации и снимать копии с документов (п. 3.29 Регламента). При этом в Регламенте ничего не сказано о правах на изъятие оригиналов документов (если, конечно, проверка осуществляется без участия правоохранительных органов, имеющих право на выемку документов).

Если проверяющие точно знают, какие документы им нужны, они могут оформить мотивированное требование об их представлении и информации по форме, утвержденной в приложении № 8 Регламента. Запрошенные документы должны быть представлены в течение трех рабочих дней с момента получения требования. За отказ в представлении документов и информации последует наказание по ст. 19.4 КоАП РФ.

Передачу документов рекомендуется фиксировать в акте приема-передачи документов, подписываемом сторонами проверки.

Результат проверки

Результаты проверки оформляются актом (форма есть в приложении № 9 к Регламенту), который составляется в двух экземплярах. В нем указываются все сведения и информация по проверке: от проверяющих и проверяемого и места проверки до результата проверки, а также обо всех фактах и событиях, произошедших во время проверки или имеющих отношение к нарушениям, из-за которых она инициирована.

Руководитель инспекции не позднее последнего дня срока проведения проверки, указанного в приказе, должен вручить оба экземпляра акта руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю для подписания, один из которых должен остаться у него.

При невозможности вручения или отказе проверяемого от подписания и получения акта руководитель инспекции делает в нем соответствующую отметку и не позднее следующего рабочего дня направляет один экземпляр проверяемому заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проверяемый в течение 15 календарных дней с даты получения акта вправе представить свои возражения на него.

Будем жаловаться!

Проверяемое лицо вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа и его должностных лиц в соответствующий антимонопольный орган (адреса территориальных органов ФАС приведены в приложении № 1 к Регламенту). Даже если жалоба по ошибке будет направлена не туда, ее не вернут, а перенаправят в уполномоченный орган.

Главное — соблюсти срок обжалования — три месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.

Отказать в рассмотрении жалобы могут в двух случаях: если изложенная в ней проблема стала предметом рассмотрения судом или по ней вынесено судебное решение и если жалоба по тому же предмету и основанию уже рассматривалась и по ней было принято решение.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель антимонопольного органа принимает решение: отказать в удовлетворении или признать действия (бездействия) обжалуемого лица не соответствующими Регламенту с привлечением его к ответственности.

Если результат рассмотрения жалобы не устроил заявителя, можно пойти в суд, в том числе минуя обращение в антимонопольный орган.

1 Административный регламент по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства утвержден приказом ФАС России от 24.02.2010 № 89, зарегистрирован в Мин­юсте России 20.04.2010 № 16935.