ФССН узаконила свою подозрительность

| статьи | печать

Отныне вводить временную администрацию в страховую компанию ФССН России имеет право на основании «обоснованных подозрений».

В пятницу, 9 апреля, Госдума на пленарном заседании приняла в третьем чтении Закон «О внесении изменений в Закон РФ „Об организации страхового дела в РФ“ и отдельные законодательные акты РФ». Новый закон устанавливает правила проведения процедур банкротства, мер по предупреждению банкротства финансовых организаций, повышает требования к уставному капиталу страховых организаций.

Невзирая на проходившие раньше по новостным лентам сообщения, что рассмотрение данного законопроекта отложено, он был принят в ранее назначенные сроки сразу во втором и третьем чтениях. Кроме страховых компаний под его действие подпадают профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Признаками банкротства считаются неисполнение требований кредиторов к финорганизации, в совокупности составляющих не менее 100 000 руб., в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения, неисполнение в течение 14 дней с даты вступления в силу решения суда о взыскании с финорганизации денежных средств независимо от суммы требований кредиторов, недостаточность активов финорганизации для выполнения обязательств перед кредиторами и невозможность восстановить ее платежеспособность в период действия временной администрации.

Закон регламентирует, что при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также при процедуре банкротства может быть осуществлена продажа страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования иной страховой организации в порядке, установленном регулятором. Дополнительной мерой, предупреждающей возможность «внезапного» банкротства страховых компаний, является четырехкратное повышение требований к уставному капиталу страховщиков. Принятые поправки указывают, что с 1 января 2012 г. базовым размером уставного капитала для страховщиков станет 120 млн руб. Страховые компании не имеют права открывать филиалы и представительства, менять нахождение или почтовый адрес в период ограничения или приостановления действия лицензии без получения разрешения от Федеральной службы страхового надзора. На страховщиков также возлагается обязанность по обеспечению сохранности документов (в частности, бланков полисов). В случаях, когда полисы страхования попадают на рынок уже после того, как у компании была приостановлена или ограничена лицензия, ответственность за это несет страховая компания, а не добросовестный покупатель.

Возможно, ускорение движения законопроекта через Госдуму было вызвано тем фактом, что нарушения на рынке страхования привлекли внимание Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. В конце марта в ФССН России состоялось межведомственное совещание, в котором приняли участие руководители 13 ведущих страховщиков и сотрудники ДЭБ МВД России. На собрании обсуждалось повышение уровня криминализации некоторых видов страховой деятельности, а также участившиеся в 2009 г. случаи нецивилизованного ухода страховщиков с рынка. Последнее, по мнению представителей Департамента экономической безопасности, в подавляющем большинстве случаев является преднамеренным либо фиктивным банкротством, то есть мошенничеством со стороны руководства компании. По словам экспертов, основным условием осуществления подобного банкротства являются так называемые дутые активы.

Глава ФССН России Александр Коваль, комментируя данные, собранные службой по состоянию активов страховых компаний в 2009 г., заметил, что большой процент векселей (особенно в структуре активов средних страховых компаний) вызывает у регулятора глубокие сомнения. В ближайшее время ФССН России планирует проводить совместные с ДЭБ МВД России проверки реального качества подобных активов.

Борьба с криминализацией страхового бизнеса, по словам активистов этого дела, прежде всего предполагает создание прозрачной среды, без чего невозможно повышение доверия населения к страхованию в целом.

В 2009 г. разразился скандал со страховыми брокерами «Финстар» и «Гарант-сервис», которые не выплатили страховым компаниям за проданные полисы ОСАГО более 150 млн руб. 25 млн руб. «Финстар» задолжал «Русской страховой транспортной компании» (РСТК), 16 млн руб. — «Росгос­страху», 13,3 млн руб. — «России», от 5 до 10 млн руб. — «Эрго Руси», 3 млн руб. — «Ростре», более 600 000 руб. — «Максу» (по сведениям газеты «Ведомости»). Часть этих долгов «Финстар» взял на себя годом ранее, став преемником брокера «Гарант-сервис». Интересным в данном случае представлялось то, что совладельцами «Финстара» и «Гарант-сервиса» страховщики называли Руслана Шарова и Михаила Благосклонова, которые были также владельцами печально прославившейся компании «Генеральный страховой альянс» (ГСА), ушедшей с рынка ОСАГО в начале 2009 г., оставив после себя большие долги. Платить по ним пришлось Российскому союзу автостраховщиков (РСА). К моменту, когда «Финстар» начали трясти за долги, выяснилось, что бывшие владельцы уже успели продать его третьим лицам. Данная история пока не получила своего юридического определения. Однако стоит заметить, что если одно банкротство можно счесть случайностью, то три подряд — уже система.

Справка

Мерами по предупреждению банкротства финансовой организации названы:

— оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

— увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);

— реорганизация финансовой организации;

— иные не запрещенные законодательством РФ меры.

Поводом для принятия подобных мер являются:

— неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если законом о банкротстве не предусмотрено иное;

— неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;

— недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.