И два процента за услуги ЖКХ с потребителей могут похоронить монополию Сбербанка

| статьи | печать

Разгорается спор об авторстве очередного смелого эксперимента московских финансистов по покрытию дефицита городского бюджета за счет горожан, в данном случае за счет повышения цен на оплату услуг ЖКХ благодаря введению комиссии Сбербанка при такой оплате. Исход дела имеет значение для всей страны — столичный опыт быстро перенимают в регионах. Но пока московские власти открещиваются от нововведения.

Московский Сбербанк известил, что с 1 мая намерен брать с потребителей 3% за оплату коммунальных услуг и объяснил это решением правительства Москвы, по которому оплата комиссионного вознаграждения банку переносится с поставщиков услуг на потребителя.

Фактически это означает повышение стоимости услуг ЖКХ для горожан на 3%. Москвичи почему-то не обрадовались. Все аналитики связали новацию с усердными поисками столичным правительством средств на покрытие дефицита городского бюджета, оцениваемого в 125 млрд руб. (прогноз доходной части составляет 994,5 млрд руб., расходной — 1,1 трлн руб.). Заявления московских чиновников по этому поводу в последнее время поступают одно за другим: о полном отказе от капитального ремонта дорог в 2010 г., о срочной продаже доли, например, акций (24,99%) ОАО «Новинский бульвар, 31» и, наконец, о переносе комиссии при оплате коммунальных услуг.

Это решение московские власти поначалу объясняли на редкость неуклюже, в стилистике хорошо забытых советских анекдотов о повышении цен на молоко по горячим просьбам трудящихся: дескать, мы же в 2010 г. собирались на 26% повысить цены на услуги ЖКХ, а не повысили на столько... Но нехитрый подсчет показывает, что с искомыми 3% примерно до 26% цены и повысятся.

Представители Сбербанка тоже отличились, обнадежив потребителей возможностью сэкономить, если оплачивать услуги через удаленные каналы обслуживания — Сбербанк-онлайн, мобильный банк, банкомат, информационно-платежный терминал. Но предположительно услуга будет оценена банком в 1%, точнее станет известно в мае, когда банк сформирует и обнародует новые тарифы.

Перевод клиентов на удаленные каналы обслуживания заявлен как одна из приоритетных задач развития Сбербанка. К концу года в банке планируют довести общее количество удаленных пользователей до 750 000. Сегодня услугой Сбербанк-онлайн пользуются 225 000 клиентов. До 2014 г. согласно стратегии развития банка до 70% платежей будут выведены в удаленные каналы.

Это хорошо. Но остается загадкой, почему, собственно, стоимость операции должна быть тарифицирована в процентах от самой операции, а не в фиксированной цене? Представители банка комментируют подход к ценообразованию уклончиво, ссылаясь на возросшие расходы. Хотя из обнародованных данных следует, что чистая прибыль Сбербанка за январь — февраль 2010 г. выросла в 4,8 раза и составила 24,4 млрд руб. Общественные институты или то, что их заменяет, дружно возмутились такой неосмотрительностью московских властей. Только утихло негодование, связанное с повышением транспортного налога, — как еще одна непопулярная мера.

Мэр Юрий Лужков поспешил выступить на подведомственном телеканале и заявить, что не его команда все это придумала. А первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк заявил, что хотя мэрия не может прямо влиять на политику банка, но власти «настоятельно рекомендуют Сбербанку установить более низкий процент комиссионных сборов за оплату ЖКУ». То есть перенос комиссии на потребителей не отменяется, но пусть банк берет меньше. А в итоге — виновником повышения цен люди называют банк, а никого другого.

Для Сбербанка новация невыгодна. Дело в том, что из-за нее он лишится своего главного конкурентного преимущества — взимания коммунальных платежей без процентов. По словам финансовых аналитиков, уже сегодня почти все крупные банки предоставляют подобные услуги за комиссию в 1—4% (самая низкая ставка — у Промсвязьбанка, «Уралсиба», самая высокая — у ВТБ24). К тому же у ряда крупных банков комиссия при оплате через удаленные каналы не взимается. Так что Сбербанк со своим 1% не выглядит самым привлекательным.

Аналитики полагают, что частные банки сумеют воспользоваться неожиданным притоком клиентов и охватить новый сектор потребителей предложениями разнообразных банковских продуктов. Быстрее всех, кстати, уже отреагировал Банк Москвы, который объявил о снижении своей комиссии за оплату услуг ЖКХ с 3 до 0,5%. В банкоматах банка и в системе его интернет-банкинга жилищно-коммунальные услуги по-прежнему оплачиваются без комиссии.

Эксперты сомневаются и в том, что поставщики услуг ЖКХ не используют для помощи Сбербанку какое-нибудь традиционное московское развлечение типа признания коммунальных платежей только в том случае, если они оплачены через Сбербанк.

После переноса комиссии на горожан можно будет говорить о реальной конкуренции на рынке финансовых услуг.

Любопытна реакция Федеральной антимонопольной службы, которая не нашла признаков нарушения закона о защите конкуренции в намерении Сбербанка начать взимать комиссию с москвичей. «Эти 3% граждане уже платят опосредованно, — заявила начальник управления ФАС России по контролю финансовых рынков Юлия Бондарева. — Сейчас оплату услуг Сбербанка в Москве по переводу таких средств производят столичные коммунальщики, но они учитывают эти суммы в тарифах, поэтому у жителей столицы возникает иллюзия, что платежи через Сбербанк бесплатны. На самом деле заработает конкурентный механизм и гражданин может выбирать эту услугу (по переводу платежей)».

И уже в четверг, 18 марта, Московский банк Сбербанка снизил размер комиссии при оплате услуг ЖКХ до 2%.