1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2154

Удавка тарифов затягивается на шее россиян

Всю прошлую неделю вице-премьер Дмитрий Козак выполнял поручение президента Дмитрия Медведева: в десятидневный срок проверить обоснованность роста коммунальных платежей в ряде городов. Так власть отреагировала на недовольство граждан ростом тарифов, что уже стало причиной выхода с протестом на улицы жителей Ангарска. В соседнем Иркутске люди с перепуга избрали мэром кандидата от КПРФ. Словом, надо что-то делать. Правда, не понятно, что именно. Д. Козак, проанализировав ситуацию, смог лишь грозно потребовать от регионов снизить цены. Причину роста тарифов это, конечно, не снимает, да и не факт, что вице-премьера всюду послушаются.

Вначале Д. Козак провел всероссийское селекторное совещание «О повышении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги». Потом, правда, проигнорировал XI Всероссийский форум жилищно-коммунального хозяйства, на котором награждали лучших реформаторов ЖКХ. Теперь ожидается отчет Д. Козака в Кремле о проделанной работе. К этому времени губернаторы регионов, где допущен более чем 25-процентный рост тарифов, должны осуществить обратный откат цен на жилищно-коммунальные услуги.

Что случилось

В феврале россияне получили жировки за январь и увидели, что обещанные правительством проценты вылились в ощутимые для семейных бюджетов сотни рублей. В Белгородской области, например, по свидетельству наших читателей, общая сумма квартплаты, как мы привычно называем все платежи за услуги ЖКХ, выросла в среднем почти на 1000 руб.

Росстат учитывает платежи не только в целом, но и «поштучно». Его данные свидетельствуют, что в среднем по стране за первые два месяца этого года жилищно-коммунальные услуги подорожали на 11,4%, в частности коммунальные услуги — на 13,7%, холодное водоснабжение и водоотведение — на 16,6, отопление — на 13,7, горячая вода — на 15,2, электричество — на 11,5, газ — на 8,9%.

Но это в среднем. В отдельных регионах статистические проценты, они же деньги из наших кошельков, выросли намного больше. Как признал на селекторном совещании министр регионального развития Виктор Басаргин, разброс от 4 до 45%, а в некоторых муниципальных образованиях и 80%. Среди проблемных регионов, где, по образному выражению вице-премьера, наколбасили управляющие компании и муниципалитеты, 21 субъект Федерации. В списке руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова значатся Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Липецкая, Новгородская, Московская, Оренбургская, Тамбовская, Тверская области, Камчатский и Пермский края, республики Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Тыва, г. Москва. Возможно, их главам Д. Козак в ходе новых грозных мероприятий передаст слова президента: «…объясните им, что если они ничего не сделают, то работать будут в другом месте». Одно утешение — статистику по безработице они не испортят, коль глава государства не отказывает им в трудоустройстве.

Ручное управление

Новый виток ручного управления страной вряд ли потрясет здание реформируемого много лет ЖКХ. Сбой дает так и не выстроенная система взаимоотношений отрасли с жильцами и партнерами, с одной стороны, и с властными структурами — с другой. Городские водоканалы, например, как были монопольными поставщиками, так и остались. Сколько ни создавай товариществ собственников жилья и управляющих компаний, а трубы к домам и обратно принадлежат им. И доступ к трубам собственники позволяют только самим себе или избранным ими посредникам. Конкуренция пресечена в зародыше, выбирать поставщика не из кого. Так же поставляется в дома тепло и электричество.

Теперь, может быть, и случится под административным напором весенний откат тарифов. Но потом непременно набежит волна уже обоснованной стоимости услуг ЖКХ, поскольку отрасль и муниципалитеты представят нормативы потребления, риски потерь и другие расчеты. И получится, что требуемый рубеж повышения тарифов не более 25% тоже требует обоснования...

Еще, вероятно, показательно накажут виновных «в случившихся безобразиях». И снова федеральная власть будет кивать на региональные власти, а те — на органы местного самоуправления, которые, кстати, по признанию самих федеральных чиновников, только в трех-четырех случаях из 100 виновны в превышении предельных индексов изменений размера платы гражданами за коммунальные услуги. Они лишь фиксируют представленные им расчеты коммунальщиков. Неважно каких — муниципальных или частных.

А согласно Федеральному закону от 12.04.95 № 41-ФЗ максимальные индексы в среднем по каждому субъекту Федерации, в частности, на электрическую и тепловую энергию, устанавливает правительство страны. Осуществляет это Федеральная служба по тарифам. Например, предельная в стране величина роста тарифов на тепловую энергию в 2010 г. составляет 17,3% для Ульяновской области, а минимальная — 5% — для Ямало-Ненецкого автономного округа.

Соответствующие нормативы для муниципальных образований принимают региональные власти. Муниципалитеты утверждают размеры платы и тарифы исходя из отпущенных им индексов и местных стандартов оказания услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Стройная на схеме система взаимоотношений между разными уровнями власти на самом деле неэффективна. Она консервирует монополизм поставщиков товаров и услуг. Заменить ее непросто, это требует времени и денег.

Может, логичнее было бы принять предложение бывшего губернатора Красноярского края, а ныне депутата Госдумы профессора Валерия Зубова и заморозить хотя бы на год тарифы ЖКХ? Кстати, исследования солидных аналитиков показывают, что абсолютно непрозрачная система ценообразования в ЖКХ позволила отрасли даже в кризисный год получить весьма солидную прибыль, продолжая исполнять жалобную песнь про то, что денег не хватает ни на что...

Комментарий законодателей

Геннадий Горбунов,
председатель Комитета Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике и
рыбохозяйственному комплексу

Странно, что антимонопольный комитет не разобрался еще с постоянным ростом тарифов на услуги ЖКХ. Коммунальщики, наверное, могут закладывать определенные риски по разным убыткам в стоимость жилищно-коммунальных услуг. Однако суммы на это не должны быть чрезмерными. За этим и обязано следить антимонопольное ведомство, которое должно предъявлять штрафы, с лихвой перекрывающие «левую» прибыль.

Михаил Николаев,
заместитель председателя
Совета Федерации

Проблема в том, что ценообразование в ЖКХ осуществляется по принципу «пальцем в небо» и, главное, за этим никто не следит, включая антимонопольную службу, прямая обязанность которой — контролировать цены.

Екатерина Лахова,
заместитель председателя
Комитета Государственной Думы РФ
по труду и социальной политике

России в срочном порядке пора реформировать систему ЖКХ. Единственное, что сегодня можно сделать, — помочь людям, которые действительно не в состоянии оплачивать услуги ЖКХ. Также должен быть проведен четкий и жесткий контроль над фактами включения в стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя рисков от убытков из-за собственных просчетов и неплатежей.

Виктор Шудегов,
заместитель председателя
Комитета Государственной Думы РФ
по образованию

Считаю, что можно взять своеобразную паузу в росте тарифов не на один год, а на весь предстоящий период кризиса. Коммунальщики всегда пытаются списать все убытки на рядовых граждан. Но у них нет никакого права включать в стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя возможные убытки из-за своих провалов и неплатежей граждан.

Лариса Пономарева,
первый заместитель председателя
Комитета Совета Федерации

по социальной политике и здравоохранению

Население надо защитить от роста коммунальных тарифов, но не с помощью замораживания цен на услуги ЖКХ, а с помощью предоставления субсидий на коммунальные платежи.

Сергей Абельцев,
член Комитета Государственной Думы РФ
по безопасности

Удавка тарифов ЖКХ неумолимо и безжалостно затягивается на горле россиян. И даже умереть не дадут спокойно и красиво. Захлебнуться с этой петлей на шее в пучине извергающихся из дырявых труб сливных нечистотах — не самая веселая перспектива. Мораторий на год — необходимая мера, но недостаточная. Это лишь отсрочка исполнения приговора.