1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 715

Специальности разные, проблемы - одни

Вопросы, поднятые в статье «Экономист XXI века, или Комплекс талантов» и редакцией газеты, актуальны и для других специальностей. Так, о подготовке и востребованности финансистов в государственных структурах делится своим мнением с читателями газеты Людмила Павловна Окунева, д.э.н., профессор кафедры «Финансы, бюджет и налогообложение» Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Главная задача финансистов-профессионалов, работающих в государственных структурах, заключается в умении подготовить финансовую документации и дать полноценный анализ финансово-экономической информации для принятия решений в связи с:

● планированием социально-экономического развития страны на федеральном, региональном и местном уровнях;

● разработкой баланса финансовых ресурсов (среднесрочного сводного финансового плана) и бюджетов всех уровней бюджетной системы;

● подготовкой конкретных смет финансирования бюджетных учреждений.

Финансисты широкого профиля требуются для работы в органах государственного управления — министерствах, федеральных службах и агентствах, которые расходуют бюджетные ассигнования и создают на своих некоммерческих предприятиях прибыль, перераспределяемую в бюджеты.

Большую потребность в таких работниках испытывают государственные органы, специально созданные для осуществления финансовой деятельности, контроля и мониторинга в структурах Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы финансового мониторинга, Федерального казначейства.

В финансовых и налоговых органах не хватает высокопрофессиональных аналитиков макроуровня по вопросам:

● анализа и оптимизации налогооблагаемой базы;

● налогового и финансового администрирования;

● форм и методов налогового контроля;

● налогового учета;

● арбитражной практики в сфере налогообложения.

Финансовые органы на федеральном, региональном и местном уровнях испытывают серьезный недостаток в специалистах по бизнес-планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, в муниципалитетах — в связи с началом реформы финансовых основ местного самоуправления.

Деятельность каждого звена государственного сектора регулируется определенными стандартами (правилами), которые ставят перед работниками вполне конкретные задачи.

В современных условиях, исходя из требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, финансист должен уметь решать следующие задачи:

● организационно-управленческие, включающие упорядочение финансовых потоков в условиях постоянно меняющихся налоговых и бюджетных норм, с целью достижения наибольшего эффекта;

● аналитические, позволяющие глубоко анализировать финансовые и налоговые проблемы для понимания основных тенденций развития финансовых отношений с учетом динамики ВВП и инфляции как основы принятия решений на уровне государства и муниципалитета;

● профессиональные, основанные на теоретических знаниях, полученных в вузе в области финансов и позволяющих выпускнику применять их на практике при решении конкретных финансовых проблем.

Однако выпускники-финансисты еще недостаточно подготовлены к самостоятельной аналитической работе. У некоторых отсутствуют соответствующие навыки «продвинутого» пользования ПЭВМ, они не умеют работать с прикладными компьютерными программами в сфере макроэкономики и государственных и местных финансов. Большинство из них не владеют профессиональным иностранным языком, что ограничивает их конкурентные преимущества при устройстве на работу в крупные государственные и государственно-частные финансовые структуры типа-финансово-промышленных групп, а возможностей широкого-привлечения иностранных специалистов в эту сферу деятельности нет.

Финансист должен быть широкого профиля, то есть, с одной стороны, интегрирован в область финансов или налогообложения любого сектора государственной структуры, с другой — иметь профессиональную подготовку помимо финансов в сфере юриспруденции или менеджмента. Ему необходимо профессионально трактовать новые законодательные акты, нормативы, приказы и распоряжения финансово-налоговых органов.

Специалист в области финансов и налогообложения обязан адаптироваться к быстро меняющимся условиям в связи с постоянными изменениями структур исполнительных органов власти на федеральном уровне и в местном самоуправлении, бюджетных и налоговых законов, в системе целеполагания:-от управления затратами к управлению результатами.

Только получив базовое финансовое образование советского типа, выпускник получает достаточную эрудицию и возможность быстро адаптироваться в течение всей жизни (при условии постоянной переподготовки и самообразовании) к быстро меняющейся внешней среде и высоким рискам, связанным с потерей работы, необходимостью делать карьеру и т.п. Он вынужден осваивать новые навыки финансовой работы и соответствующую ей квалификацию.

Овладев глубокими знаниями и повысив свои интеллектуальные способности в процессе обучения, финансист играет важную созидательную роль в практической деятельности. Он становится:

● главным помощником руководителя госструктуры в деле обеспечения роста, развития, стабилизации, совершенствования финансовых отношений;

● глубоким аналитиком, способным прогнозировать изменение финансовых потоков;

● опытным контролером финансовых потоков из бюджета государства и их бережного расходования;

● плановиком-финансистом и финансистом-прогнозистом, то есть понимающим динамику и значение финансовых показателей в бюджетах, сметах, способным оценить и обосновать наиболее эффективные методы оптимизации использования финансовых ресурсов.