1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4528

Российские сыровары не могут оторваться от иностранцев

Российские сыроделы боятся потерять позиции, отвоеванные в прошлом году у импортных производителей. Закрепить импортозамещение изготовителям мешают низкое качество и ограниченный ассортимент сыров. Предприятия заручились поддержкой российского правительства, которое обещает помочь отечественным заводам мерами таможенно-тарифного регулирования и закупочными интервенциями.

В России насчитывается более 500 предприятий, выпускающих твердые и жирные сыры, и около 200 предприятий, производящих плавленые сыры. Отечественный рынок сыра — один из самых быстрорастущих в мире. По данным Росстата, объем производства сыра с 2000 по 2008 г. увеличился с 221 000 до 430 000 т. Продажи увеличивались даже после повышения цен на продукцию сыроделов в 2007—2008 гг. из-за резкого подорожания молока. В 2009 г. в связи с девальвацией рубля и уменьшением покупательской способности населения российские производители оказались в выигрышном положении по сравнению с импортерами благодаря возможности продавать продукцию по более низким ценам. Из-за ухудшения экономической ситуации российские ретейлеры замещали в ассортименте дорогие сыры более дешевыми ценой менее 200 руб. за килограмм.

Производство сыра в 2009 г., по предварительным данным, возросло на 2%. При этом отечественные заводы впервые не испытывали проблем с реализацией. Складские запасы готовой продукции за прошлый год снизились практически в два раза.

Ценовые стратегии

Столкнувшись с увеличением спроса, российские производители, вместо того чтобы заняться модернизацией производства, решили повышать прибыль заводов путем увеличения цен на сыры. В это время крупнейшие иностранные игроки, оказавшиеся в невыигрышном положении, наоборот, старались удержать цены на продукцию, работая на минимальной рентабельности или в убыток.

Судить, чья стратегия наиболее правильная, можно по следующим цифрам. До 2008 г. импорт составлял почти 40% российского рынка. По результатам 2009 г. доля российского сыра в структуре продаж возросла на 10%. Помимо девальвации рубля на снижение импорта повлияло повышение таможенных пошлин и молочные войны с Белоруссией, Литвой и Украиной. Впрочем, расширение произошло за счет мелких иностранных поставщиков.

Объем поставок датско-шведской компании Arla Foods Artis (входит в пятерку самых крупных импортеров сыров в России) в прошлом году увеличился на 55% по сравнению с 2008 г. — до 9348 т. Объемы продаж в России увеличились на 62% и составили 1,88 млрд руб. Сейчас две основные торговые марки Arla — Arla Apetina (фета) и Castello (сыр с плесенью) — занимают на российском рынке 15 и 10% соответственно. В следующем году компания намерена увеличить их доли до 25 и 15%.

Рекордного уровня продаж продукции на территории РФ за все годы работы в 2009 г. достиг главный сырный конкурент Arla Foods — финский производитель Valio. Годовой объем реализации молочных продуктов составил 71 608 т, что на 25% больше, чем в 2008 г. Наилучшую динамику продукция Valio продемонстрировала в категории твердых сыров. Отгрузки по России возросли примерно на 30%.

Иностранцы не сдаются

В целом емкость рынка в 2009 г., по данным CredInform, уменьшилась на 2,2% — до 631 000 т. По прогнозам компании BusinesStat, в долгосрочной перспективе продажи сыра в стране будут расти, поскольку уровень его потребления в настоящее время находится на сравнительно низком уровне. Небольшой рост ожидается уже в 2010 г. В CredInform полагают, что в текущем году емкость рынка увеличится на 8,6%.

В первом месяце 2010 г., по данным Росстата, российские производители сыра и творога выпустили 79 600 т, что на 11,7% больше, чем в январе 2009 г., и на 0,8% меньше, чем в декабре 2009 г. По прогнозам CredInform, в 2010 г. импорт в натуральном выражении увеличится на 2,7% — до 264 000 т, в денежном выражении внешние закупки вырастут на 36% — до 1300 млн долл.

Вопрос в том, какой сыр предпочтут россияне — отечественный или зарубежный. Крупные транснациональные компании сдаваться не собираются и активно трудятся над созданием или расширением собственных производств в России. Российским собственникам сырных заводов иногда выгоднее продать мощности иностранцам, чем продолжать выпускать продукцию. Рентабельность производства российских локальных производителей составляет всего 2—3% против 7—12% у международных концернов.

Arla Foods Artis в течение двух — пяти лет планирует открыть собственное производство на территории России. Об этом в начале февраля сообщил старший вице-президент Arla Foods Amba (головная организация) Эндрю Симпсон. По предварительным данным, мощность завода составит 25 000 т сыра в год. В 2010 г. Arla Foods намерена открыть три новых представительства в регионах — в Челябинске, на юге России и в Поволжье.

В декабре 2009 г. компания Valio начала выпуск питьевых йогуртов под собственной торговой маркой на мощностях перерабатывающего завода «Галактика» в Гатчинском районе Ленинградской области. До этого концерн работал на территории России только как импортер. У финского предприятия серьезные планы по развитию производства в России. Valio вложила 50 млн евро в строительство сырного завода мощностью 8000 т в год в Подмосковье.

Завершает переговоры о покупке Ефремовского маслосыродельного комбината в Тульской области молочный концерн Lactalis (третий по величине в мире производитель молочной продукции и лидер по выпуску сыра в Европе). Для французского производителя (основной бренд — сыр President), владеющего 127 заводами по всему миру, в том числе 69 во Франции, эта сделка станет первым приобретением на российском рынке. Пока Lactalis выпускает в России только плавленые сыры на собственном заводе в подмосковной Истре, но собирается начать производство твердых сыров, на которые приходится 65% российского рынка.

Мотивы французов понятны: по оценкам экспертов, в ближайшие годы российский рынок сыра будет развиваться скорее в сегменте твердых и мягких сыров, нежели в сегменте плавленых. Ефремовский маслосыродельный комбинат, выпускающий в год около 2500 т твердых сыров под марками «Витязь», «Покровский» и «Российский», владельцы решили продать из-за низкой рентабельности. Lactalis планирует вложить в модернизацию и расширение мощностей 14 млн евро, чтобы выпускать 6000 т сыров в год.

Минсельхоз спешит на помощь

Российским производителям, сдающим позиции под натиском иностранцев, остается надеяться на помощь руководства страны. С 25 сентября 2009 г. вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому сроком на шесть месяцев установлена 15-процентная (не менее 0,5 евро за килограмм) пошлина на импортные сыры. По словам министра сельского хозяйства Елены Скрынник, срок действия завышенных пошлин может быть продлен.

Кроме того, чтобы поддержать отечественных производителей, в 2010 г. правительство в ходе молочных интервенций, которые начнутся 1 мая, помимо сухого молока будет закупать твердый сыр, сливочное масло и ультрапастеризованное жидкое молоко. Всего правительство планирует приобрести 300 000 т молочной продукции на 2,8 млрд руб. Еще около 300 млн руб. будет потрачено на хранение закупленного продовольствия. Приобретенные продукты Минсельхоз направит в дошкольные и школьные образовательные учреждения, в организации социальной сферы и спецпотребителям.

«Госзакупки позволят предприятиям почувствовать себя более уверенно. Они будут успешно конкурировать с импортными товарами по цене. Меры направлены прежде всего на предотвращение снижения закупочных цен на продукцию путем скупки товарных излишков, что позволит в конечном итоге выйти на безубыточный уровень производства молочной продукции, в том числе сыра», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» В. Скобелев. Эксперт добавил, что без модернизации производства российские производители не могут соревноваться с иностранными по качеству и насыщенности ассортимента. Именно в эти направления владельцы отечественных заводов должны инвестировать в последующие годы.

Справка

По данным CredInform, средние цены производителей (сыры сычужные твердые отечественные) на 1 января 2009 г. составили 146,10 руб., средние потребительские цены — 218,12 руб. По состоянию на 15 декабря 2009 г. средние цены производителей составили 144,76 руб., на начало 2010 г. — 148,96 руб.; средние потребительские цены — 217,84 и 225,04 руб. соответственно. «Изменение цен в 2010 г. скорее всего будет происходить без существенных скачков и при прочих равных условиях может повторить динамику 2009 г. Однако из-за дефицита сырья и несвоевременной поддержки хозяйств — поставщиков продукции возможны сезонные колебания цен. Например, в феврале 2010 г. цены на сыр поднялись в Астраханской области, Ингушетии и Чечне на 8—20%», — говорит Валерий Скобелев, начальник аналитического отдела информационного агентства «КредИнформ — Северо-Запад» (CredInform).