Суд имеет управу на госорганы

| статьи | печать

При незаконном бездействии органа государственной власти суд имеет право обязать его исполнить свои обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 № 13258/09).

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию этих участков (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена таких участков не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Руководствуясь приведенными нормами законодательства, собственник объектов недвижимости (артезианских скважин) на земельном участке, право собственности на который принадлежит РФ, обратился с заявлением в территориальное агентство по управлению федеральным имуществом о предоставлении данного участка в собственность. На момент обращения участок был поставлен на кадастровый учет, имелись кадастровый паспорт и номер. Собственник представил все необходимые документы согласно перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370.

Законодательством предусмотрен месячный срок после подачи заявления, в течение которого агентство должно принять решение о предоставлении участка в собственность и выслать заявителю проект договора купли-продажи участка с предложением заключить его (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Но агентство затянуло этот срок.

Между тем в период рассмотрения заявления и представленных документов правительство области утвердило новую кадастровую стоимость земельных участков. Агентство возвратило заявителю представленные им документы, указав, что отраженная в них кадастровая стоимость земельного участка занижена.

Собственник недвижимости обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия агентства и обязании его принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направлении проекта договора купли-продажи.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, но кассационный суд, признавая действия агентства незаконными, отменил решения судов в части принятия решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка и направления ему проекта договора купли-продажи. По мнению суда, требование о понуждении уполномоченного органа заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка возможно только после получения от него отказа в предоставлении земельного участка. В данном случае имеет место возврат документов без рассмотрения, в связи с чем выводы судебных инстанций об обязании территориального агентства совершить указанные действия преждевременны.

По мнению ВАС РФ, кассационный суд не учел следующее. В пункте 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) госорганов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости, что соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.

Неправильное применение судом кассационной инстанции названной нормы права фактически привело к невозможности реализации заявителем предусмотренного в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительного права на приватизацию земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости, что создало препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности.

Исходя из этих доводов, Президиум ВАС РФ отменил решение кассации и обязал территориальное управление в месячный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, а также направить собственнику недвижимости проект договора купли-продажи участка с предложением о его заключении.