1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2025

Время оптимизма и агрессивности

Оптимистические настроения среди топ-менеджеров крупнейших компаний мира постепенно усиливаются, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем руководители многих предприятий заявляют о намерении реализовывать стратегию агрессивного роста в свете улучшения прогнозов спроса на их продукцию на мировых рынках.

К началу нынешнего года доля предприятий, планирующих реализацию новых возможностей в нынешнем году, как показывают результаты исследования консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», возросла до 34% (в прошлом году она составляла лишь 19%).

Значительная доля фирм, которые в течение года были вынуждены проводить комплекс антикризисных мероприятий, теперь начинает восстанавливать свои позиции на рынках. Количество предприятий, продолжающих работать над повышением эффективности существующих активов, уменьшилось с 39 до 27%, а доля фирм, все еще занимающихся реорганизацией собственного бизнеса, сократилась с 37 до 27%.

Оптимистические настроения, по оценке экспертов, усиливаются, но пока носят неустойчивый характер.

Рост оптимизма вполне обоснован, учитывая масштаб реализуемых правительствами ряда стран мер по стимулированию экономики, а также постепенное восстановление деловой активности на крупных развивающихся и формирующихся рынках. В течение ближайших 12 месяцев обеспокоенность компаний по поводу сохранения существующего бизнеса может снизиться. Но о полной нормализации экономической ситуации говорить рано.

Уже затихающий в целом ряде стран глобальный экономический спад, считают аналитики, может закончиться в 2010 г. и в России. Они придерживаются мнения, что признаки постепенного выздоровления не заставят себя долго ждать, хотя серьезное укрепление рынков произойдет не ранее 2011—2012 гг.

Прибыль растет…

Особенно примечательно, что в прошлом году значительному числу компаний удалось зафиксировать рост доходов. Более трети респондентов отметили увеличение показателя прибыли до вычета процентов на капитал, налогов и амортизации (EBITDA) в течение последнего года более чем на 5%. Кроме того, 7% опрошенных предприятий сумели увеличить данный показатель на 20%.

Результаты исследования позволяют выделить группу компаний по странам и секторам экономики с характерной программой в области повышения эффективности деятельности, в частности быстрого выхода на рынок. Эти предприятия оперативнее других принимают и выполняют решения, что позволяет использовать новые возможности, возникающие в процессе изменений на их рынках.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе 45% компаний с оборотом от 100 до 500 млн долл. продемонстрировали рост EBITDA более чем на 5%. Аналогичный рост показала треть самых крупных из опрошенных организаций (с оборотом, превышающим 10 млрд долл.).

Доля компаний, зафиксировавших рост EBITDA на уровне 5%, в Латинской Америке составила 26, Западной Европе — 28, Восточной Европе — 29%.

В отраслевом разрезе более 40% участников фармацевтического, аэрокосмического и оборонного секторов отметили увеличение показателя EBITDA более чем
на 5%.

У компаний нефтегазового и производственного секторов экономики показатель EBITDA преимущественно остался на прежнем уровне или снизился.

Таким образом, по мнению экспертов, несмотря на непростую экономическую ситуацию и наличие определенных трудностей, в 2009 г. определились явные лидеры — компании, сумевшие выявить новые возможности в сложных условиях.

...Но не так, как прежде

Преодолев низшую точку кризиса, предприятия стремятся определить, когда восстановятся прежние темпы роста прибыли. Примерно треть респондентов считает, что возврат к докризисному уровню возможен в течение шести месяцев, еще треть — к началу 2011 г. Оставшаяся треть предполагает, что не ранее чем через два года. Только 1% опрошенных довольно пессимистично оценивает свои возможности и заявляет, что к докризисному уровню они не вернутся никогда.

В целом сегодня рост не только прибыли, но и выручки является наиболее актуальной задачей для топ-менеджеров компаний. Причем многие из них полагают, что процесс восстановления идет слишком медленно как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Впереди новые рынки

Отвечая на вопрос о путях повышения эффективности своего бизнеса в текущем году, треть респондентов выразила уверенность в необходимости дальнейшего сокращения затрат. Значительная доля опрошенных компаний (72%) планирует повысить гибкость операций за счет снижения постоянных расходов, в том числе на функционирование вспомогательных служб, а также за счет увеличения производительности труда.

Весьма популярным ответом среди опрошенных стало увеличение рынков (64%) путем выхода на новые территории, предложения новых продуктов или поиска других каналов сбыта. Предприятия также планируют совершенствовать свои бизнес-модели (64%), пересматривать организационную структуру, менять ключевые функции и области сотрудничества.

Кроме того, по мнению респондентов, ускорение процесса принятия и выполнения решений (63%) и усиление руководящего состава (62%) также существенно повысят шансы на успех в посткризисный период.

Нацеленность на развитие

Ровно половина опрошенных компаний согласилась с тем, что в текущем году ограниченный доступ к капиталу будет по-прежнему сдерживать их рост. Вместе с тем 30% респондентов заявили о своем намерении реализовывать стратегию агрессивного роста в свете улучшения прогнозов спроса на их рынках. Еще 49% корпораций планируют использовать возможности роста от случая к случаю из-за отсутствия определенных перспектив в отношении восстановления их рынков. Пятая часть опрошенных назвала своей основной стратегической задачей контроль затрат до улучшения ситуации на рынке.

Очевидно, многие компании, подчеркивают аналитики, стремятся извлечь уроки из произошедших на рынке изменений. И хотя простого и универсального рецепта, гарантирующего немедленный успех, не существует, исследование выявило определенные черты, характерные для ведущих предприятий. В частности, они обладают более глубоким пониманием ситуации на рынках и присущих им рисков, используют больше инновационных элементов в стратегии и бизнес-структуре, чем их конкуренты, и активнее взаимодействуют с партнерами. Эти успешные компании тщательно готовятся к работе в условиях обновленной экономики и эффективно управляют своим будущим.