Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 02, 2010 г.)

статьи | печать

Повышены размеры госпошлин

Изменены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами, а также за совершение некоторых других юридически значимых действий. В частности, при подаче в арбитражный суд искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными госпошлина составляет 4000 руб. (раньше — 2000 руб.) Размер госпошлины за госрегистрацию организаций — 4000 руб. (раньше — 2000 руб.) Установлены размеры госпошлины за совершение действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 29 января 2011 г. плательщики будут освобождены от уплаты госпошлины в случае внесения изменений в выданный документ в целях исправления ошибок, если они допущены по вине органа или должностного лица, осуществившего выдачу такого документа.

(Федеральный закон
от 27.12.2009 № 374-ФЗ,
вступил в силу с 29 января 2010 г., за исключением некоторых
положений)

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ

Законодатели продлили льготный порядок отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам до 30 июня 2010 г., но лишь в отношении расходов, возникших до 1 ноября 2009 г. При оформлении долгового обязательства в рублях предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза. Для долговых обязательств в иностранной валюте предельная величина учитываемых процентов во всех случаях равна 15%.

Закон также увеличивает на 90 дней срок представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, в отношении некоторых видов товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 марта 2010 г.

У российских холдингов появилось больше возможностей не облагать налогом на прибыль получаемые ими с 2010 г. дивиденды от своих дочерних компаний. С 2011 г. из условий применения нулевой ставки налога при обложении таких дивидендов исключено требование о том, что стоимость приобретения или получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды компании или депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб.

Несколько уточнений внесено в главы о НДФЛ и транспортном налоге.

(Федеральный закон
от 27.12.2009 № 368-ФЗ,
вступил в силу с 29 декабря 2009 г.)

Техрегламент о безопасности СИЗ

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден технический регламент, которым будет регулироваться безопасность средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования, которые обеспечивают механическую, термическую, биологическую, химическую, электрическую и радиационную безопасность при обращении СИЗ. При этом действие регламента не распространяется на СИЗ военного назначения, разрабатываемые и изготавливаемые по государственному оборонному заказу, специально разработанные СИЗ для подразделений пожарной охраны и МЧС России, для использования в авиационной, космической технике, на подводных работах, в медицинских целях и в микробиологии.

(Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213,
вступает в силу по истечении
12 месяцев со дня официального опубликования)

Зачет (возврат) страховых взносов

Утверждены формы, необходимые страхователям и фондам для зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

К таким документам относятся: акт совместной сверки расчетов (формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ), заявление о зачете (формы 22-ПФР и 22-ФСС РФ), заявление о возврате (формы 23-ПФР, 23-ФСС РФ, 24-ПФР и 24-ФСС РФ), решение о зачете (формы 25-ПФР,
25-ФСС РФ, 27-ПФР и 27-ФСС РФ), решение о возврате (формы 26-ПФР и 26-ФСС РФ).

(Приказ Минздравсоцразвития
России от 11.12.2009 № 979н,
зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009 № 15839, вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования)

Учет страховых взносов

Определены правила для работодателей (в том числе «спецрежимников») для учета страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам соцстраха.

Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета. Расходы на выплату страхового обеспечения учитываются в виде пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и социального пособия на погребение.

Все суммы отражаются в новой форме 4-ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

(Приказ Минздравсоцразвития
России от 18.11.2009 № 908н,
зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2009 № 15876, вступает
в силу по истечении десяти дней после дня официального
опубликования)

Изменения в отчетности по ЕНВД

Изменения в декларации связаны с переходом на новые правила исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и отменой ЕСН. При заполнении строки 030 раздела 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» налогоплательщики будут указывать суммы страховых взносов на обязательное страхование во все государственные внебюджетные фонды, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период при выплате вознаграждений работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД.

По обновленным формам плательщики ЕНВД будут отчитываться начиная с декларации за I квартал 2010 г. (впервые — не позднее 20 апреля).

(Приказ Минфина России
от 19.11.2009 № 119н,
зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15797)

Формы документов для ПФР и ФСС

Утверждены формы документов, необходимые органам ПФР и ФСС России для организации контроля за уплатой страховых взносов.

Всего утверждено 33 формы, в числе которых решения и постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, справки о выявлении недоимки, требования об уплате недоимки, документы, необходимые для оформления камеральных и выездных проверок, решения об истребовании документов и о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

(Приказ Минздравсоцразвития
России от 07.12.2009 № 957н,
зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15786,
вступил в силу с 1 января 2010 г.)

Учет страхователей

Установлены правила регистрации и снятия с учета в территориальных органах ФСС России организаций, физических лиц и тех, кто добровольно вступил в отношения с Фондом соцстраха.

Организации должны зарегистрироваться по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физических лиц, не позднее 30 дней со дня создания подразделения. Физлица, заключившие трудовой договор с работниками, регистрируются не позднее десяти дней со дня заключения первого трудового договора.

(Приказ Минздравсоцразвития
России от 07.12.2009 № 959н, зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009 № 15842, вступает
в силу по истечении десяти дней после дня официального
опубликования)

Справка 2-НДФЛ

Налоговая служба актуализировала приложение № 2 к форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год». Напомним, что отчитаться за 2009 г. налоговые агенты должны до 1 апреля 2010 г.

В документе нашли отражение изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ в 2009 г. Так, справочник «Коды доходов» дополнен кодом 1535 «Доходы, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых не являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг». Внесены корректировки в наименования некоторых доходов. В справочник «Коды вычетов», в частности, включены коды 318 «Сумма, направленная на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них» и 607 «Вычет в сумме уплаченных работодателем страховых взносов за работника в соответствии с Федеральным законом „О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“, но не более 12 000 рублей в год».

(Приказ ФНС России
от 22.12.2009 № ММ-7-3/708@,
зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2010 № 16007)

Оформление результатов налоговой проверки

Решение по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений принимается в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для представления налогоплательщиком письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрено принятие по результатам дополнительных мероприятий специального решения, решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности по материалам проверки и результатам дополнительных мероприятий должно приниматься в срок, установленный п. 1 ст. 101 НК РФ.

Вместе с тем согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08 вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения не требуется.

(Письмо Минфина России
от 15.01.2010 № 03-02-07/1-14)

Учет расходов на приобретение сырья и материалов

Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы могут учитывать материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

С 1 января 2009 г. материальные расходы (в том числе расходы на приобретение сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

(Письмо Минфина России
от 15.01.2010 № 03-11-06/2/2)

Вычеты по акцизам

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ в ст. 200 НК РФ, с 1 января 2010 г. при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.

При этом вычетам подлежат суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, в части стоимости указанных товаров, включенной в расходы на производство других подакцизных товаров (ст. 201 НК РФ).

Если оплата и фактическое использование приобретенного подакцизного товара в качестве сырья осуществляются в январе 2010 г., право на налоговый вычет акциза возникает у налогоплательщика при исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет также за январь 2010 г., при условии соблюдения нормы об ограничении суммы акциза, подлежащей вычету, предусмотренной ст. 200 НК РФ.

(Письмо Минфина России
от 14.01.2010 № 03-07-06/02)

Составление счета-фактуры обособленными подразделениями

Обособленные подразделения организаций плательщиками НДС не являются. Поэтому если организация реализует товары (работы, услуги) через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) эти подразделения могут выписывать покупателям только от имени организации.

При заполнении счетов-фактур в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается КПП соответствующего подразделения. При покупке товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП данного подразделения.

В строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются данные в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

(Письмо Минфина России
от 14.01.2010 № 03-07-09/01)

Вычет НДС при наличии дебиторской задолженности

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычет по налогу на добавленную стоимость, уплаченному организацией в бюджет по выполненным работам, при наличии у организации по этим работам дебиторской задолженности с истекшим сроком давности ст. 171 НК РФ не установлен. Поэтому у организаций нет правовых оснований для применения такого вычета.

(Письмо Минфина России
от 13.01.2010 № 03-07-11/01)

НДС по реализации муниципальных земельных участков

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества НДС уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами — покупателями
(получателями) указанного имущества.

Поскольку реализация земельных участков, составляющих муниципальную казну, объектом обложения НДС не является, при реализации такого имущества НДС покупателем в бюджет не уплачивается.

(Письмо Минфина России
от 13.01.2010 № 03-07-11/03)

Уплата налога другим лицом невозможна

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Если у него нет такой возможности, он вправе передать полномочия законному представителю, который осуществляет все действия на основании доверенности (ст. 26 НК РФ).

Конституционный суд РФ в Определении от 22.01.2004 № 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет средств налогоплательщика — представляемого лица.

Таким образом, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-05-06-02/02)

Стационарные рабочие места с другим адресом

Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованных стационарных рабочих мест, находящихся по адресу, отличному от места нахождения организации, у нее возникает обязанность сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о создании соответствующего обособленного подразделения.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-6)

Расходы застройщика

К средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится в том числе имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Затраты, осуществленные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Иначе говоря, расходы, произведенные за счет средств дольщиков в рамках целевого финансирования в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве, для целей налогообложения прибыли организаций в состав расходов не включаются.

А те расходы, которые осуществляются за счет собственных средств застройщика, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-03-06/1/2)

УСН: основные средства в рассрочку

«Упрощенцы» при определении налогооблагаемой базы учитывают расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств на основании подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 346.16 НК РФ установлено, что такие расходы в период применения УСН принимаются с момента ввода основных средств в эксплуатацию. В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Следовательно, расходы по основным средствам, введенным в эксплуатацию в 2010 г. и оплаченным в период с 2010 по 2011 г., учитываются при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу в течение 2010 г. в размере уплаченных сумм.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-11-06/2/01)

Включение НДС в расходы при отсутствии счета-фактуры

Согласно п. 5 ст. 170 НК РФ банки вправе уплачивать НДС в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, а суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) включать в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, также после их фактической оплаты.

Таким образом, для банков, применяющих указанный порядок исчисления НДС, одним из условий для включения сумм НДС в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, является факт уплаты НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

Документом, служащим основанием для принятия к вычету НДС, является счет-фактура. Если банк не применяет налоговые вычеты по НДС, то счет-фактура для него не является документом, необходимым для включения в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг).

В данном случае основанием для признания указанных расходов в целях налогообложения прибыли являются договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и платежные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-07-05/01)

О расходах, не учтенных в прошлых налоговых периодах

Если расходы, понесенные и документально подтвержденные организацией, ошибочно не были учтены в прошлых налоговых (отчетных) периодах, что привело к излишней уплате налога на прибыль организаций, то начиная с 1 января 2010 г. налогоплательщик в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлена такая ошибка.

(Письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-9)

Единый счет-фактура за месяц

Порядок составления счетов-фактур установлен ст. 169 НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Ни нормами указанной статьи НК РФ, ни названными Правилами выставление единых счетов-фактур по работам (услугам), приобретенным покупателем в течение месяца, не предусмотрено.

(Письмо Минфина России от 31.12.2009 № 03-07-11/340)

Декларации по НДФЛ: старая и новая

В настоящее время приказ Минфина России от 29.12.2009 № 145н, которым утверждена новая форма декларации по НДФЛ (3-НДФЛ), находится на регистрации в Минюсте России.

Действующая в настоящий момент форма налоговой декларации, утвержденная приказом Минфина России от 31.12.2008 № 153н, может применяться налогоплательщиками, если это не препятствует определению налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений налогового законодательства, относящихся к налоговому периоду 2009 г. В ином случае налогоплательщикам следует воспользоваться новой формой декларации после ее государственной регистрации, официального опубликования и вступления в силу.

(Письмо ФНС России от 21.01.2010 № ММ-22-3/35@)