Интервенции приостановлены, пока не сгнили 3 млн тонн зерна

| статьи | печать

В феврале правительство не будет проводить закупочные интервенции на зерновом рынке. Решение было принято после того, как Счетная палата РФ обвинила Минсельхоз России в нерациональном расходовании средств федерального бюджета, направленных на интервенции. Скупленное за последние два года у аграриев зерно государство не смогло продать из-за снижения цен на рынке в связи с кризисом. Из-за нехватки мест в элеваторах часть урожая, находящаяся на напольном хранении, сейчас гниет.


Правительство решило заморозить закупочные интервенции зерна. «Мы пока приостановили интервенции временно, хотя деньги у нас есть — 2 млрд руб.», — сообщил вице-премьер Виктор Зубков после выездного совещания по продовольственной безопасности страны и состоянию внутреннего рынка зерна в РФ в Курске 6 февраля.

По словам В. Зубкова, сейчас нет необходимости проводить интервенции, поскольку рынок регулирует себя сам и лишнее зерно снимается автоматически. В течение месяца руководство страны будет следить за ситуацией, а в марте подумает, нужно ли возобновлять закупочные зерновые интервенции. При этом В. Зубков пообещал: если цена на рынке упадет слишком сильно, правительство вернется к точечным закупкам.

«Приостановка закупочных интервенций в феврале с большой долей вероятности не окажет влияния на рыночные цены, — отметил в разговоре с корреспондентом „ЭЖ“ Олег Суханов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка. — Во-первых, разочарование интервенциями постигло крестьян уже на старте — осенью, когда в некоторых регионах закупочные интервенционные цены опускались ниже рыночных, а объемы торгов были минимальны. Во-вторых, идея остановки интервенций в начале февраля уже озвучивалась ранее министром сельского хозяйства Еленой Скрынник, при этом рынок сравнительно спокойно реагировал на эти заявления».

По словам О. Суханова, гораздо более существенное влияние на рынок зерна в Российской Федерации и мире может оказать субсидированная продажа 2—3 млн т заложенного в интервенционный фонд зерна. По сообщениям правительства, на эти цели планируется выделить порядка 5 млрд руб.

Как и почему пропадает зерно

Решение о заморозке интервенций было принято после того, как правительство ознакомилось с отчетом Счетной палаты РФ, в котором говорится о нерациональном использовании бюджетных средств, направленных на проведение интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В докладе счетного ведомства отмечается, что расходы на хранение зерна, закупленного в ходе зерновых интервенций в 2008—2009 гг., в текущем году составят до 8 млрд руб.

По данным Минсельхоза России, в 2008 г. Агентство по регулированию продовольственного рынка (АРПР) закупило 8,4 млн т зерна на 40 млрд руб., однако продать его в связи с кризисным снижением цен не получилось. В 2009 г., несмотря на затоваренность элеваторов, производились новые закупки. В итоге к февралю 2010 г. в распоряжении преемника АРПР — Объединенной зерновой компании (ОЗК) оказалось более 10 млн т зерна на сумму 45 млрд руб.

Результаты внутреннего аудита запасов ОЗК показали, что 31% зерна хранится не в предназначенных для этого элеваторах, а в режиме напольного хранения. По оценкам экспертов, большая часть зерна, пролежавшего в таких условиях более года, становится негодной к продаже и употреблению.

Претензии Счетной палаты РФ к Минсельхозу в отношении государственных интервенций зерна возникали и раньше. Низкую эффективность государственных закупочных интервенций на зерновом рынке счетное ведомство отмечало по результатам проверки в 2003 г. Соответствующий отчет тогда был отправлен президенту страны, правительству и в палаты Федерального собрания. Минсельхоз устранил ряд выявленных нарушений, а Счетная палата решила держать вопрос по госинтервенциям зерна на контроле.

Ценовые споры

На встрече с премьер-министром Владимиром Путиным, посвященной результатам уборочной кампании 2009 г., Е. Скрынник отмечала, что участие в закупочных интервенциях выгодно для фермеров. «Средняя цена при закупке в интервенционный фонд составляет 4000 руб. Поэтому при себестоимости 3500 руб. это, я считаю, приличный процент рентабельности для наших сельхозорганизаций», — подчеркнула министр.

У аграриев на местах иные подсчеты: «При производственной себестоимости 3600—3700 руб. за тонну и затратах по реализации (транспортные расходы, услуги по приемке и хранению зерна на элеваторах) себестоимость зерна достигает 4000—4200 руб. за тонну. При этом многие элеваторы переполнены прошлогодним инвестиционным зерном», — говорится в письме депутата Курганской областной думы Владимира Остапенко, направленном министру сельского хозяйства от имени агропромышленников Зауралья. Сельскохозяйственные предприятия просили внести изменения в правила торгов по зерновой интервенции, позволяющие останавливать торги при снижении цены менее 4200 руб. за тонну.

Качество пшеницы снижается ударными темпами

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в правительстве уверены, что перепроизводства зерна в стране нет. По данным Минсельхоза, в 2009 г. российские фермеры собрали 93 млн т зерна в обработанном внутреннем весе.

Вице-премьер В. Зубков полагает, что Россия должна стремиться к объему урожая 140 млн т, увеличивая посевные площади и ассортимент зерновых культур. Поставленную агропромышленникам задачу чиновник обосновывает тем, что в развитых странах нормой обеспеченности зерна считается одна тонна в расчете на одного человека. В России уровень обеспеченности около 700 кг на человека.

План по приближению показателей зернового рынка к уровню развитых стран предусмотрен в Стратегии развития ОАО «Объединенная зерновая компания» на 2009—2012 гг. и на период до 2015 г. Согласно документу производство зерна в России во всех категориях хозяйств к 2015 г. возрастет по отношению к 2009 г. на 26,3% — до 120 млн т. При росте мирового спроса на пшеницу и ячмень на 7,9—22,3% экспортный потенциал России к 2015 г. увеличится на 100% — до 38 млн т. При этом доля России на мировом рынке вырастет с 14 до 22%.

Достижению прогнозируемых показателей стратегии будет способствовать наращивание к 2015 г. элеваторных мощностей компании с 1,8 млн т в 2009 г. до 8,4 млн т в год и портовых перевалочных мощностей с 3,5 до 16 млн т в год. Кроме того, предполагается интенсификация использования элеваторных мощностей за счет повышения их пропускной способности в 1,5 раза, внедрение системы маршрутизации и диспетчеризации перевозок зерна и увеличение доли маршрутных отправок зерна с 1 млн т в 2010-м до 6 млн т в 2015-м.

Опрошенные корреспондентом «ЭЖ» эксперты уверены, что планы по увеличению производства зерна преждевременны. Экспортировать нужно отборное зерно, а качество российской пшеницы снижается с каждым годом. По данным ФГУ «Центр оценки качества зерна», в 2009 г. при обследовании 46% собранной пшеницы показателям 2-го класса соответствовало всего 0,08%, 3-го — 30%, 4-го — 39%, в целом продовольственной пшеницы — 69%. Между тем в 2000 г. в стране было собрано пшеницы 2-го и 3-го класса 41%, 4-го класса — 25%.

«Прежде всего необходимо понимать, что специально так называемую фуражную пшеницу мало кто стремится вырастить. Как правило, качество зерна падает в силу тех или иных факторов», — пояснил «ЭЖ» Олег Суханов.

По мнению эксперта, изменение структуры производства пшеницы в текущем сезоне можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в текущем сезоне погодные условия в период созревания и уборки были хуже, чем в прошлом сезоне. Во-вторых, в силу финансовых трудностей многие хозяйства снизили затраты на обработку почв (внесение удобрений и проч.). В-третьих, ввиду отсутствия необходимого количества элеваторных мощностей в ряде регионов зерно складировалось в малопригодные для этих целей помещения, «не подрабатывалось» должным образом, что и привело в конечном счете к потерям качества.

Финансируют количество, а не качество

Многие эксперты говорят, что прежде, чем ставить планы по увеличению производства и экспорта, правительству следовало бы найти ответ на вопрос, как добиться улучшения качества зерна, а еще заняться оптимизацией инфраструктуры зернового рынка. Для увеличения объемов внутреннего потребления зерна одновременно с наращиванием посевных площадей требуется развивать животноводство. Ведь объемы потребления зерна в стране напрямую зависят от уровня производства мяса.

Сами производители зерна в беседах с корреспондентом «ЭЖ» на прошлогоднем зерновом форуме в Питере о качестве говорили просто: «Знаете, сколько мороки с соблюдением технологии при возделывании и уборки зерна высших сортов? Разница в закупочной цене это не оправдывает. Выгоднее продавать зерно низшей категории».

Тогда получается, что многомиллиардные затраты на проведение зерновых интервенций действительно служат благому делу поддержки отечественного производителя, но прежде всего производителя низкокачественной продукции, никак не стимулируя возделывание злаков высших сортов.

Пока же для возмещения затрат ОЗК на реализацию 2,5 млн т зерна, находящегося на напольном хранении, Минсельхоз России запросил в правительстве 5 млрд руб. По словам В. Зубкова руководство страны готово выделить эту сумму, которой будет достаточно для компенсации продаж 2,5—3 млн т зерна.

Руководитель ОЗК Сергей Левин считает, что бюджетная помощь должна быть больше. По его подсчетам, 5 млрд руб. компенсации разницы цен хватит на 1,5—2 млн т зерна.

Кроме того, ОЗК необходимо организовать логистику продаж, которая потребует расходов в сумме 3—4 млрд руб.

Прогноз темпов роста экспорта зерновых культур на мировом рынке и доли РФ на мировом рынке

2008/09 (ФАКТ)

2009/ 10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Экспорт зерновых культур в мире, млн т

160

139

149

153

156

162

166

170

Экспорт из России, млн т

23

19

21,5

22,4

25,8

30,1

33,3

37,8

Доля РФ на мировом рынке, %

14

14

14

15

17

19

20

22

Источник: Министерство сельского хозяйства РФ

Прогнозный баланс зернового рынка РФ, млн т

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Входящие запасы зерна

23,8

22,3

18,0

17,0

16,0

15,0

15,0

Производство

93,0

95,0

100,0

105,0

110,0

115,0

120,0

Потребление

75,5

77,8

78,6

80,2

80,9

81,7

82,2

Экспорт

19,0

21,5

22,4

25,8

30,1

33,3

37,8

Переходящие запасы зерна

22,3

18,0

17,0

16,0

15,0

15,0

15,0

Источник: Министерство сельского хозяйства РФ

Регионы традиционного присутствия российских зерновых экспортеров

Регион

Страны

Северная Африка

Египет, Алжир, Марокко, Тунис

Ближний Восток

Саудовская Аравия, Сирия, Йемен, Иордания, Ирак, Иран, Турция и другие страны региона

Источник: Министерство сельского хозяйства РФ