Минфин попросил МЧС заниматься своим прямым делом

| статьи | печать

Инициатива МЧС России не встретила понимания в Минфине: проект закона о введении обязательного страхования от пожаров, инспирированный печально знаменитым массовой гибелью людей пожаром в клубе «Хромая лошадь» в Перми, получил отрицательное заключение финансового ведомства.

По словам заместителя руководителя Департамента финансовой политики Минфина России Веры Балакиревой, после изучения документа сложилось впечатление, что в МЧС пытаются переложить ответственность за работу собственных служб на плечи страховщиков. По ее мнению, это неправильно.

Противоречивый законопроект, в котором содержались положения как об обязательном страховании ответственности хозяйствующих субъектов перед третьими лицами в случае пожара, так и об обязательном страховании ответственности пожарных инспекторов и прочих должностных лиц, по долгу службы обязанных работать на предотвращение «неконтролируемого возгорания», на случай ненадлежащего исполнения договора (читай — служебных обязанностей) был создан в недрах МЧС России и разослан для ознакомления соответствующим ведомствам в конце января. В то же время он был размещен на официальном сайте МЧС. Как видно, реакция Минфина была стремительной.

Не одобрили в Министерстве финансов и предложение правительства, также вызванное пожаром в Перми, о введении обязательного страхования ответственности организаторов культмассовых мероприятий.

На пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в конце декабря 2009 г. директор Департамента финансовой политики Минфина России Алексей Саватюгин отметил, что введение подобного обязательного вида страхования затруднительно. Дело в том, что сложно определить, от каких конкретно рисков и кого именно страховать при проведении массовых гуляний, какие случаи считать страховыми событиями. Опять же о чьей ответственности конкретно будет идти речь. Это может быть ответственность муниципальных властей или ответственность фирмы-подрядчика, которая проводит празднество (предположим, устраивает фейерверки).

Насколько позволяют судить последние заявления Минфина, в отношении страхования в министерстве продолжают последовательно придерживаться политики, заявленной много лет назад, сразу после введения ОСАГО: развитие страхового рынка должно быть связано с увеличением рынка добровольных страховых услуг, а не принудительных.

В неофициальных комментариях финансисты говорят, что пожарным инспекторам следует честно выполнять свою работу, а ответственным ведомствам — лучше контролировать свои кадры. Иначе, учитывая последние громкие события, связанные с преступлениями, совершенными людьми в погонах (расстрел милиционером Евсюковым людей в московском супермаркете, убийство журналиста милиционерами в томском вытрезвителе и т.д.), можно, например, докатиться и до обязательного страхования жизни и здоровья граждан от милицейского произвола.

Действительно, если перечислять все риски, связанные с угрозами жизни граждан в России, поле для законотворчества в области обязательного страхования выглядит весьма обширным.

«ЭЖ» провела экспресс-опрос читателей и выявила еще несколько перспективных для законотворчества видов принудительного страхования. Приводим их в порядке убывания оценки рисков. Падение метеоритов или наводнения и прочие стихийные бедствия респонденты не называли в числе страхов, и они не вошли в таблицу. Не вошел и страх перед вооруженными официальными лицами (их в городах очень много), так как эта всеобщая и всеобъемлющая боязнь обреченно воспринимается гражданами почти как закон природы.

Мнение граждан: главные риски для жизни и здоровья в России

• Ответственность медиков за действия, повлекшие смерть или инвалидность несчастного пациента

• Ответственность правоохранительных органов за применение таких способов допроса, которые повлекли смерть или инвалидность подозреваемого или свидетеля

• Ответственность бюрократов за применение таких видов волокиты при решении элементарных вопросов, которые вызвали инфаркты, инсульты и иные последствия у граждан, столкнувшихся с госмашиной

• Ответственность строителей за обрушение построек, которые повлекли инвалидность или смерть граждан

• Ответственность городских служб за действия, которые привели к незакрытию люков и провалам прохожих в кипяток, за оседание проезжей части, в результате чего автомобили провалились вниз

• Ответственность производителей напитков за обеспечение граждан продукцией, употребление которой привело к импотенции, остановке сердца, прекращению подачи кислорода в мозг или иным последствиям, повлекшим полную либо частичную утрату трудоспособности или смерть