1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1563

У России и СНГ единые правила автоперевозок

Федеральным законом от 01.02.2010 № 2-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, устранив законодательный пробел в этой области.

Конвенция была подписана 9 октября 1997 г. десятью государствами — участниками СНГ: Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной, в целях развития международных автомобильных перевозок. Она регламентирует условия и правила перевозок пассажиров и багажа автобусами международного сообщения, а также ответственность перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков.

До настоящего момента правила Конвенции не действовали в России и не распространялись на российских перевозчиков, осуществляющих автобусные международные перевозки по территориям стран — участников Конвенции, что создавало сложности при самих перевозках и разрешении связанных с ними конфликтных ситуаций.

Россия ратифицировала Конвенцию с двумя оговорками, касающимися классификации автобусов и режима пересечения государственной границы при международных перевозках. Необходимость оговорок обусловлена противоречивостью отдельных положений Конвенции и их несоответствием положениям российского законодательства, регулирующего автомобильные перевозки.

В частности, в подп. «в» п. 3 ст. 1 Конвенции сказано, что автобусом считается автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее семи мест для сидения, не считая места водителя. Вместе с тем в соответствии с п. 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств — участников СНГ, являющихся неотъемлемой частью Конвенции, водитель автобуса, выполняющий международные перевозки пассажиров, обязан иметь регистрационные документы на транспортное средство и удостоверение водителя, отвечающие требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. А этим требованиям отвечает национальное водительское удостоверение, распространяющееся на автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Российские перевозчики допускаются к международным автоперевозкам только при наличии у них лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (подп. 1 п. 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730). В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автоперевозкам ему выдается удостоверение о допуске, а также карточка допуска на каждое транспортное средство.

В то же время Конвенция предусматривает, что перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении могут выполняться перевозчиками, которые являются субъектами права частной, коллективной, государственной или смешанной форм собственности, при наличии соответствующей лицензии, которая выдана в государстве регистрации автобуса и которую необходимо предъявлять при пересечении границы.

Россия при ратификации Конвенции заявила, что российские перевозчики будут выполнять перевозки пассажиров в международном сообщении в соответствии с Конвенцией автобусами, имеющими более восьми мест для сидения, не считая места водителя. А при пересечении границы водители российских автобусов вместо лицензии будут предъявлять карточку допуска, предусмотренную законодательством РФ.

Присоединение России к Конвенции даст дополнительные социальные гарантии пассажирам, повысит безопасность международных пассажирских перевозок и обеспечит дальнейшее развитие межгосударственных отношений стран — участниц СНГ.