Сделка с заинтересованностью

| статьи | печать

Сделки с заинтересованностью обоснованно считаются одним из наиболее сложных вопросов корпоративного права, так как процедура их совершения сложна, а нормы закона, ее регулирующие, достаточно сложно сформулированы. Попробуем в них разобраться.

В ст. 81 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «06 акционерных обществах» (далее — Закон об АО) императивно указано, что сделки с заинтересованностью члена совета директоров (наблюдательного совета) АО, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций АО, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются акционерным обществом в соответствии с особым порядком.

Перечисленные лица признаются заинтересованными в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

— являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

— в иных случаях, определенных уставом общества. Для исключения рисков, связанных с тем, что АО может

и не знать, являются ли перечисленные лица заинтересованными, в ст. 82 Закона об АО установлена их обязанность доводить до сведения совета директоров общества, а также ревизора и аудитора определенную информацию:

— о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);

— о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

— об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

В то же время какой-либо ответственности за непредоставление указанной информации законодательно не предусмотрено, что при определенных обстоятельствах может стать основанием для отказа в признании сделки с заинтересованностью недействительной.

Особый порядок совершения сделок с заинтересованностью не применяется:

— к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

— к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;

— при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций;

— при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;

— при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества.

Таким образом, введение законодателем особых правил регулирования сделок с заинтересованностью в первую очередь направлено на защиту прав акционеров от недобросовестных действий руководства АО.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, до ее совершения должна быть одобрена. Рассмотрим процедуру ее одобрения.

1. Сделка одобряется советом директоров.

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении с оформлением соответствующего письменного документа.

Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров.

• В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении.

В случае если все члены совета директоров (наблюдательного совета) АО признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров.

Независимым директором признается член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:

— лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;

— лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества либо являющимися управляющим общества;

— аффилированным лицом общества, за исключением члена совета директоров (наблюдательного совета) АО.

2. Сделка одобряется общим собранием акционеров.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций с оформлением соответствующего письменного документа в следующих случаях:

— если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2% и более балансовой стоимости активов АО по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (за исключением сделок с акциями, указанных в абз. 3, 4 п. 4 ст. 83 Закона об АО);

— если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;

— если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.

В связи с вышеизложенным очевидно, что холдинговые структуры при фактической и юридической принадлежности заинтересованным лицам и при наличии в их составе миноритарных акционеров могут столкнуться с серьезной проблемой, которая связана с тем, что при необходимости одобрения общим собранием акционеров не заинтересованными в сделке будут являться лишь миноритарные акционеры, чьи интересы могут и не совпадать с интересами общества и заинтересованных лиц.

В частности, сделка с заинтересованностью не требует одобрения общего собрания акционеров, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности АО, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Данное исключение распространяется только на сделки, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.

Кроме того, в абз. 5 п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ № 19 уточняется, что к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи). Представляется, что при решении вопроса об отнесении сделок к числу совершенных в процессе обычной хозяйственной деятельности следует исходить из буквального толкования понятия обычной деятельности — это те сделки, которые совершаются АО повседневно, в текущем порядке, для обеспечения производственного процесса.

Заключение сделки с заинтересованностью не требует одобрения, если для АО она носит обязательный характер в силу закона и (или) иных правовых актов (п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).

Для принятия решения об одобрении сделки цена отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии со ст. 77 Закона об АО, то есть исходя из рыночной стоимости такого имущества или услуг. При этом привлечение независимого оценщика возможно, но не обязательно. В случае если владельцем более двух процентов голосующих акций акционерного общества является государство или муниципальное образование, обязательно привлечение финансового контрольного органа.

Согласно ст. 84 Закона об АО сделка, в заключении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к такой сделке, может быть признана недействительной по иску АО или акционера. Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. В случае если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

Обращаю ваше внимание, что КС РФ в Постановлении от 10.04.2003 № 5-П сделал вывод, что норма, содержащаяся в ст. 84 Закона об АО (во взаимосвязи с п. 2 ст. 166 ГК РФ и с учетом конституционных принципов и основных начал гражданского законодательства), должна толковаться как предполагающая право акционеров (в т. ч. миноритарных) обществ, заключивших сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, заявлять в суд требования о признании ее недействительной. КС РФ указал, что, включая норму п. 1 ст. 84 в Закон «Об акционерных обществах», законодатель преследовал цель ввести такой порядок защиты миноритарных акционеров, который позволил бы на данном этапе минимизировать возможный ущерб их законным интересам, не ограничивая при этом их права предъявлять требования о признании соответствующей сделки недействительной.

Помимо прочего, в соответствии с п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» иски акционеров о признании недействительными сделок, заключенных АО, могут быть удовлетворены только в случае представления доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов акционера. Лица, ставшие акционерами общества после совершения сделки, к таковым отнесены быть не могут.

Заинтересованная сделка, совершенная с нарушением норм Закона, по мнению автора, подкрепленному арбитражной практикой, оспорима, а не ничтожна. Поэтому срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (п. 2 ст. 181 ГКРФ).