1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Водам российским - "Воды России"

Грязные реки и водоемы, малопригодная к употреблению питьевая вода, изношенные гидротехнические объекты, ставшие уже традиционными наводнения, уносящие жизни и приводящие к многомиллиардным потерям. Словом, ситуация в сфере водных ресурсов и их использования становится все более плачевной, отражаясь на здоровье людей. Специалистам же, знающим масштаб проблемы изнутри, все видится куда более критичным, требующим срочных радикальных мер.

Драматизм ситуации с состоянием водных ресурсов страны недавно заставил нескольких видных российских ученых направить письмо Президенту. В нем, как говорится с цифрами в руках, ученые представили реальную картину дел, а главное, предложили «рецепты» оздоровления. Самый кардинальный из них — создание РАО «Воды России» для улучшения качества водных ресурсов и повышения безопасности на водных объектах.

Проблема, о которой ученые бьют в колокола, касается каждого из нас. Предлагаем вниманию читателей «ЭЖ» изложение их письма главе государства.

Ресурсный потенциал

Россия — одна из наиболее богатых природными водами стран мира. По ее территории протекает более 2,5 млн рек общей протяженностью свыше 8 млн км (11% мирового речного стока).

На территории страны находится 2,7 млн озер с объемом воды 26,5 тыс. куб. км (20% мировых запасов) и эксплуатируется 2290 водохранилищ.

Суммарные естественные ресурсы пресных вод оцениваются в 7770,6 куб. км в год. Общий объем водохранилищ составляет около 350 куб. км, запасы подземных вод — 228 куб. км.

Использование

Суммарный забор воды из водных объектов для удовлетворения потребностей населения и экономики страны составляет 82,3 куб. км в год, в том числе из подземных объектов — 11 куб. км. Забор свежей воды составляет 64 куб. м, в том числе промышленностью — 58,8%, ЖКХ — 21, сельским хозяйством — 19,4 и прочими водопользователями — 0,8%. А сбрасывается в поверхностные воды до 52 куб. км сточных вод. Из них промпредприятиями — 63,1%, объектами ЖКХ — 24,9 и сельхозпредприятиями — 12%.

Общая протяженность внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км.

Кроме того, в России существует большой рыбохозяйственный фонд, включающий 20 млн га озер и 416 тыс. км рек. Созданы тысячи водохранилищ и прудов, являющихся базой для организации рыбного хозяйства по промышленному разведению и выращиванию ценных сортов рыб.

Качество воды

При всем многообразии ресурсов ряд территорий России испытывает острый дефицит в воде, обусловленный ее низким качеством и неравномерностью распределения по субъектам РФ. Почти 50% населения употребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, что ведет к вспышкам инфекционных заболеваний, увеличивает риск воздействия на организм человека токсичных, канцерогенных и мутагенных веществ и рост проявлений патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.

В ряде городов вода подается в жилые дома по графику со значительными перебоями. При этом источники централизованного водоснабжения не защищены от загрязнения, а используемые технологии не обеспечивают подготовку воды согласно нормативным требованиям. По этой причине ежегодно в поверхностные водные объекты попадает около 20 куб. км загрязненных вод, что составляет 36% от общего объема сброшенных сточных вод. Общий ущерб от загрязнения оценивается в 70 млрд руб. ежегодно.

Ситуация с использованием питьевых ресурсов продолжает ухудшаться, так как реальных действий по выявлению и устранению неблагоприятного влияния некачественной питьевой воды на организм человека не предпринимается.

Состояние гидротехнических сооружений

В настоящий момент в стране эксплуатируется около 65 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС), в том числе 29,4 тыс. напорных (в гидроэнергетике, водном транспорте, рыбном и сельском хозяйстве) и 10 тыс. км — защитных. Причем практически все напорные ГТС являются потенциально опасными для населения, так как их износ составляет 50%, а аварийность уже превысила среднемировой показатель в 2,5 раза. При этом ежегодно происходит до 60 аварий с ущербом в действующих ценах от 2 до 10 млрд руб.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ответственность за ГТС несут собственник и эксплуатирующая организация.

На сегодняшний день в федеральной собственности находится 1931 ГТС, в региональной — 7675. К негосударственной собственности (муниципальной либо юридических и физических лиц) относится 16 087 ГТС, а бесхозными признаны 3695. Причем большая часть сооружений не имеет обслуживающего персонала и находится в эксплуатации от 20 до 50 лет, а 293 даже более 100 лет!

На водном транспорте ситуация еще более сложная. Беломорско-Балтийский канал построен в 1933 г.,
канал им. Москвы — в 1937 г., Волго-Донской судоходный канал — в 1952 г. Но есть и еще более древние постройки, например гидроузел «Белоомут» на реке Оке (1913 г.), Кочетовский гидроузел на Нижнем Дону (1919 г.), Северо-Двинская шлюзовая система (1828 г.).

Не лучше дела и в сельском хозяйстве, где срок эксплуатации ГТС составляет 40 лет при норме 50.

Но особенно тяжелая обстановка сложилась по малым и средним ГТС, для которых критерии и декларации безопасности не установлены, отсутствует проектная документация. Положение усугубляется нехваткой необходимой контрольно-измерительной аппаратуры и сокращением квалифицированных специалистов, что не позволяет проводить мониторинг показателей состояния ГТС.

Серьезное беспокойство вызывают бесхозные напорные сооружения, состояние которых никому не известно. Действенных мер по их ликвидации или передаче в собственность муниципальных образований или хозяйствующих субъектов не предпринимается. Между тем крупные аварии на подобных сооружениях в Свердловской и Пермской областях и Республике Башкортостан сопровождались человеческими жертвами и многомиллиардными убытками.

Из обращения к Президенту

Борис Соколов, академик:

— Владимир Владимирович! В апреле мне исполняется 92 года. Я помню, с каким напряжением и потерями в довоенный и послевоенный периоды прошлого века создавались гидротехническая и гидрогеологическая отрасли СССР, которые служат теперь новой России. Вы верно сказали однажды: «Люди, считающие, что СССР можно восстановить, не имеют головы, но люди, спокойно относящиеся к распаду Советского Союза, не имеют сердца». Именно поэтому нельзя допустить разрушение того положительного потенциала в водном секторе государства, который был создан в советский период.

Паводки

Наводнения являются одним из часто повторяющихся стихийных бедствий. По площади охватываемых территорий и наносимому ущербу они находятся на первом месте.

Ситуация при прохождении половодий и паводков за последние 15 лет практически вышла из-под контроля. Положение усугубилось передачей всех полномочий по разработке и осуществлению противопаводковых мероприятий Федеральному агентству водных ресурсов. Субъекты РФ и муниципалитеты отстранены от участия в безаварийном пропуске паводков и ответственность за это не несут, а Агентство не укомплектовано специалистами соответствующего профиля. Оно готовит проект бюджета, распределяет деньги, но реальных возможностей управлять процессом и контролировать расходование средств у него нет.

Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение

Законодательство, регулирующее водное хозяйство, устарело и требует кардинального обновления, в частности:

  • не работает ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Требуется более четкое распределение прав собственности, ответственности за безопасность эксплуатации ГТС, совершенствование системы надзора и контроля, изменение механизма финансирования;\
  • задерживается выход Водного кодекса РФ, в котором необходимо определить правовое положение режима пользования водными объектами, включая акватории портов, полосы судового хода и участки водоохранных зон и их прибрежных защитных полос;
  • вызывает беспокойство качество и своевременность разработки технических регламентов:
  1. «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  2. «О безопасности водных ресурсов водных объектов в местах водопользования и водоотведения, питьевой воды, а также процессов водоснабжения;
  3. «Правила использования водных ресурсов водохранилищ».


Детальная проработка этих документов позволит избежать выпуска множества нормативных актов, имеющих разную силу применения и часто изменяемых вследствие решения сиюминутных задач. Технические регламенты должны быть прямого действия, что улучшит все нормативно-правовое обеспечение.

Финансовое обеспечение

С 2005 г. средства от налога на водопользование поступают в федеральный бюджет, а затем в Федеральное агентство водных ресурсов для направления хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе водохозяйственные объекты и ГТС.

Общий объем бюджетного финансирования вырос почти в 4 раза, но реальных улучшений так и не принес. Без широкого привлечения научных организаций и кардинального изменения существующей системы планирования восстановить и модернизировать водные объекты не представляется возможным.

Тарифная политика

Неэффективно ведется работа по тарифам на использование воды. Высокие тарифы на электроэнергию при ее низкой себестоимости выработки на ГЭС дают продавцам сверхвысокие доходы. Рентабельность составляет в среднем 830%, что дает ежегодную прибыль от продажи гидроэнергии более 110 млрд руб.

Кроме того, использование водного объекта как водоприемника сточных вод с загрязняющими веществами требует реформирования системы платежей и перевода их в сферу компенсационных выплат, направляемых на восстановление водного объекта.

К сведению

В результате катастрофического наводнения в г. Ленске в 2001 г. было полностью уничтожено 2692 и повреждено 1527 домов. Из зоны затопления была эвакуирована 41 тыс. человек, 26 — погибли. Ущерб составил 8 млрд руб.

В июне 2002 г. в Южном федеральном округе паводком было разрушено и повреждено более 40 тыс. жилых домов. Пострадало 380 тыс. человек, погибло — 114. Ущерб составил 18 млрд руб.

Управление водными ресурсами

Поддерживая стремление Администрации Президента и лично Владимира Путина оптимизировать системы управления, вместе с тем считаем, что принимаемые меры не всегда дают ожидаемый результат.

Ведомственная разобщенность не позволяет проводить единую техническую политику в области безопасности на водных объектах и гидротехнических сооружениях и концентрировать средства для реализации важнейших проектов.

Полномочия Федерального агентства водных ресурсов при отсутствии реорганизации системы водного хозяйства и четкого понимания своих целей свелись к бессистемному распределению средств федерального бюджета.

В целом система управления сложным природным комплексом (министерство, Агентство и службы) привела к размыванию и дублированию функций, а также породила безответственность за состояние и рациональное использование водных ресурсов.

Кроме того, имеет место низкая исполнительская дисциплина. Нарушения в-области безопасности ГТС,-выявленные в 2003 г. в-результате проверки Главным контрольным управлением Президента РФ, так и остались неустраненными.

В целях кардинального улучшения ситуации на водных объектах и ГТС представляется оптимальным создать Российское акционерное общество «Воды России», возложив на него полномочия по охране, использованию и восстановлению водных ресурсов. Государственные функции в части распределения водных ресурсов, проведения водохозяйственной экспертизы возложить на Министерство природных ресурсов РФ.

Создание РАО «Воды России» позволит в кратчайшие сроки:

  • определить зоны периодического затопления территорий и реализовать меры по снижению ущерба при прохождении половодья и паводков;
  • завершить инвентаризацию и мониторинг ГТС;
  • обеспечить декларирование безопасности ГТС и сформировать федеральный регистр ГТС;
  • создать единую информационную систему обеспечения безопасности на водных объектах и ГТС.


Данные предложения находят поддержку ученых и эксплуатационников различных водохозяйственных организаций. Они позволяют решить вопрос единства функций хозяйственного управления водными объектами, что исключительно важно для решения производственных задач.

Борис Соколов,
советник Президиума РАН,
президент Палеонтологического общества;
Виктор Осипов,
директор Института геоэкологии РАН;
Дмитрий Львов,
директор Института новой экономики РАН;
Михаил Лемешев,
главный научный сотрудник Института
аграрных проблем РАСН;
Владимир Кривошей,
гендиректор ЗАО «Гидротехэкспертиза», д. т. н.;
Николай Михеев,
президент общественного объединения
«Союз водопользователей»;
Юрий Богомолов,
вице-президент общественного объединения
«Союз водопользователей»

Сумма:
%