«Полярный слон» на зимней тропе

| статьи | печать

В спорах о потенциале малого бизнеса у его сторонников появился еще один весомый аргумент из… тундры, с полуострова Ямал. Там, на сезонной автодороге, действующей только в холодное время года, в экспериментальном режиме работает первый в мире комплекс по прокладке снежного «шоссе», изобретенный в России.

Можно по-разному относиться к бизнесу — не замечать его, притеснять или привечать, чтобы снова оттолкнуть.

Можно по-разному воспринимать малый бизнес — как мелкую торговлю и мелкий сервис или как нишу неудачливых предпринимателей.

Но он есть и будет. Как бы крупный бизнес ни прижимал последыша, какие бы власть ни придумывала препоны, малое предпринимательство отвоевывает себе место под солнцем. Даже в тундре.

О больших возможностях малого бизнеса можно судить хотя бы по названию одного из его представителей — научно-производственной инновационной фирмы «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». На ее логотипе — две шестеренки и данные о направлении деятельности: «Проблемы трения, износа промышленного оборудования». Однако ее руководителю Дмитрию-Устюгову этого показалось мало. И он придумал целый комплекс для прокладки «зимников» с использованием мощных тягачей «Витязь», изначально предназначенных для перевозки стратегических баллистических ракет класса «Тополь».

На первый взгляд это снегоукладчик, принцип действия которого напоминает работу машины по заливке льда во дворцах спорта. А по сути, громадная установка на мощных железных санях с набором горелок и вибраторами, работающими с частотой до 450 герц.

За их исправным функционированием следят датчики и приборы, управление которыми осуществляется в кабине оператора. И выглядит это сооружение внушительно. В чем автор этих строк убедился, побывав на «зимнике» за Северным полярным кругом.

Еще больше впечатляет знакомство с агрегатом, когда поднимаешься по железным скобам в просторную четырехместную кабину тягача с двумя спальными местами или заходишь в операторский вагончик. Или наконец окажешься в уютном бытовом вагоне с четырьмя железнодорожными полками, в желанно-уютном, зная, что за бортом минус 27 и пронизывающий насквозь ветер.

— Вот такая у нас «вахтовка» на резиновых гусеницах, — рассказывает изобретатель. — Труд и быт вместе, поскольку работа у нас круглосуточная, вдали от дома. Тундра спать не дает. То снег пойдет, то ветер наметет сугробы, а дорога должна действовать без перебоев.

Собственно, для бесперебойной и непрерывной, насколько возможно, доставки на буровые грузов по «зимнику» и сконструировал он этот комплекс с экзотическим для Севера именем «Полярный слон». Агрегат растапливает под собой снег и утрамбовывает его. Получается широкое «дорожное полотно», по которому снуют грузовики. Глядя на них, оператор Виктор Желнин охотно поясняет:

— Раньше по «зимнику», сооруженному традиционным методом, 120 километров от Бованенково до Харасавэя они ехали трое-четверо суток, теперь «пролетают» за пять-шесть часов. Могли бы еще быстрее, да регламент не позволяет превышать скорость больше 40 километров в час. Тут посередине трассы пост ГИБДД есть, где время от времени появляются инспекторы дорожного движения. Они и следят за порядком на трассе. Видите, вдоль дорожные знаки установлены — на «зимнике», как и на Большой земле, тоже действуют правила дорожного движения.

По заключению начальника службы геотехнического мониторинга Управления технологического контроля и экологии ООО «Надымгазпром», кандидата геолого-минералогических наук Алексея Осокина, ущерб природе от эксплуатации «Полярного слона» сведен к минимуму, а при соблюдении регламентированной технологии комплекс вообще не нарушает растительный покров тундры.

«Хватит бороздить тундру дедовским методом. Все природопользователи должны быть заинтересованы в применении новой технологии», — считает специалист, проработавший на Ямале 20 лет.

Заместитель начальника УКС ООО «Надымгазпром» по развитию Ямала Игорь Колчанов полагает, что экономический эффект от эксплуатации первого в мире комплекса для скоростного строительства и содержания временных (сезонных) зимних автодорог очевиден. Окончательно его еще предстоит подсчитать, но уже ясно, что КПД будет значительным.

В частности, на 2—2,5 месяца увеличивается срок действия «зимников», для прокладки и эксплуатации которых значительно сократятся денежные затраты, расход ГСМ, исключается применение дефицитной зимой воды. Сейчас стоимость доставки грузов снизилась в пять раз.

В итоге изобретение Д.-Устюгова уже обеспечило долгосрочным заказом Ишимбайский завод транспортного машиностроения в Башкортостане. Главное же, оно позволило «Газпрому» освободиться от забот по сооружению и поддержанию «зимников», переложив их на плечи малого предприятия, дало жизнь патентодержателю — ЗАО «СпецАрктикМаш», сумевшему разглядеть перспективность технической разработки и-привлечь инвестиции и исполнителя заказа на сборку первых десяти комплексов «Полярный слон». Четыре-из них уже работают на полуострове Ямал. Вот такой он, малый бизнес!

Справка

«Ви­тязь» — двухзвенный тягач с дви­гателями общей мощ­ностью 720 лошадиных сил. Масса — 34 тон­ны. Грузоподъемность — 30 тонн. Ма­шина пла­вающая. Имеет экологический сер­тификат на эксплу­а­тацию в рай­онах Край­него Се­вера.

Для сравнения

Традиционным способом «зимник» прокладывается трактором, который тянет десятитонную волокушу. Затем колея в снегу проливается водой. Темпы сооружения однополосного «зимника» — 2—3 километра в сутки. Норматив скорости движения, установленный «Газпромом», — 10—12 км/час, в реальности — 5 км/час.

Дорожно-строительный комплекс «Полярный слон» прокладывает в сутки 25 километров пути. При одновременной работе двух установок в тандеме ширина рабочего полотна «зимника» — 9—10 метров. Высота снежного покрова — менее 15 сантиметров, температура воздуха — любая минусовая. «Зимник» протяженностью 120 километров впервые в истории Ямала сдан в эксплуатацию в декабре прошлого года. Приемная комиссия установила среднюю скорость по трассе 36,5 км/час. По ее заключению, за счет намороженного из снега и льда покрова «зимник» простоит до июня. Минприроды РФ выдало комплексу экологический сертификат соответствия требованиям, предъявляемым к технике в условиях Крайнего Севера. «Полярный слон» оснащен системой спутниковой навигации, спутниковой телефонной, технологической проводной и эфирной связью, всем необходимым для жизнеобеспечения с трехкратным дублированием генераторов тепла и электрической энергии, экстренной эвакуации и пожаротушения.