1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Цифра важнее чем жизнь

Очередное заседание Правительства, на котором обсуждалась тема инфляции, закончилось ничем. Судя по тому, с каким маниакальным упорством наши чиновники пытаются доказать самим себе, что 9-процентного уровня инфляция достигнет в конце года, а не к его середине (что кажется гораздо более вероятным), для Правительства главное — цифры, а не то, сколько стоит жизнь.

И ничего, что уже сейчас по состоянию на 10 марта инфляция 4,3%. Плановые показатели менять никто не собирается, даже несмотря на очевидные проблемы. «Удержим?» — спрашивает премьер. «А как же!» — отвечают министры.

И чем же собираются удерживать?

Ранее утвержденная Правительством антиинфляционная программа включает:

  • сдерживание цен на продукцию и услуги естественных монополий, а также ЖКХ за счет административных мер;
  • стабилизацию цен на ГСМ в результате развития биржевой торговли и снижения фискальной нагрузки на нефтяные компании;
  • стимулирование населения к увеличению сбережений и активному использованию инструментов финансового рынка;
  • консервативную бюджетную и кредитно-денежную политику.


Кроме того, глава МЭРТ предлагает в срочном порядке провести мониторинг цен на плодоовощную продукцию (а она наряду с сахаром внесла приличный вклад в рост цен) в разрезе регионов и проанализировать возможности доступа отечественных производителей на рынки продуктов питания крупных мегаполисов.

Надо сказать, что любой гражданин, хотя бы иногда посещающий рынки, прекрасно знает, что цены там давно искусственно завышены локальными монопольными структурами, тесно переплетенными с местными властями. Откровением это стало только для членов Правительства…

Причем Минэконмразвития предлагает, чтобы проверки правомерности ценообразования проводили сотрудники Федеральной антимонопольной службы вместе с милицией. Ну, чтоб охраняли друг друга.

В общем, каждому свое. У МЭРТ виноват сахар, у Минфина — деньги. Но если на сахар предлагается снизить таможенные пошлины, то с деньгами, как всегда, выход один — изымать из экономики. Вплоть до ограничения роста зарплат в естественных монополиях.

Ну и жестко контролировать уровень бюджетных расходов, не допуская их превышения после утверждения главного финансового плана Президентом, ограничивать заимствования государственных корпораций за рубежом (в 2005 г. наши госмонополисты получили более 23 млрд дол. синдицированных кредитов).

Но главный выход — это изменить сам порядок расчета инфляции. Рецепт Минфина прост: рассчитывать инфляцию ежемесячно по отношению к показателю аналогичного месяца прошлого года, а затем вычислять среднегодовой уровень роста цен, используя ежемесячные параметры. В общем, поменять зеркало — и все в порядке!

Учитывая, что от комплекса предложений замминистра финансов Татьяны Голиковой премьер заметно оживился, радует хотя бы то, что вице-премьер российского Правительства Александр Жуков не видит «серьезного экономического обоснования, почему мы должны менять существующий механизм определения целевых показателей по инфляции». Ведь применяемый сейчас механизм расчета инфляции (нарастающим итогом декабрь к декабрю) позволяет оценить реальный рост цен и дает значительно более правильные ориентиры по инфляции.

Так или иначе, но новый документ по борьбе с инфляцией Правительство будет утверждать через месяц — 17 апреля. Насколько к тому времени вырастут цены, мы не просто увидим, а ощутим на своей шкуре. Правда, премьер намерен персонифицировать сетевой график антиинфляционных мер, но что это изменит? Судя по наметившейся тенденции, ожидать менее 10% инфляции по итогам года даже не стоит. Просто в начале года еще можно делать хорошую мину при плохой игре.

Вклады основных товарных групп в прирост инфляции на потребительском рынке

Показатель

2005 г.

2006 г.

темп роста

вклад

темп роста

вклад

прирост

Индекс потребительских цен

103,9

3,9

104,1

4,1

0,2

Базовая инфляция

101,6

1,3

102,0

1,4

0,2

Мясо и птица

104,4

0,2

101,2

0,1

—0,2

Сахар-песок

98,8

0,0

144,2

0,4

0,4

Другие товары и услуги

101,5

1,0

101,5

1,0

—0,1

Административно регулируемые услуги

115,8

2,1

110,1

1,3

—0,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

124,1

1,9

115,0

1,2

—0,7

Бензин автомобильный

98,1

0,0

101,4

0,0

0,1

Плодоовощная продукция

111,5

0,6

125,3

1,3

0,7

Источник: ЦМАКП