1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2524

Запросы таможни: в границах дозволенного

С 13 декабря 2009 г. вступил в силу приказ ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств». В нем предпринята попытка установить границы дозволенного при проведении проверок участников внешнеэкономической деятельности после окончания оформления товаров.

Даже после того, как на грузовой таможенной декларации проставлен штамп «Выпуск разрешен», проблемы с таможней не исключены. Дело в том, что таможенники могут осуществлять проверки участников внешнеэкономической деятельности и после окончания оформления товаров.

Формы проверочных мероприятий разнообразны. Наиболее безобидная — проверка документов и сведений, заявленных декларантом при таможенном оформлении товаров. По сути это запрос всевозможных документов, сведений и проч. Но если на стадии таможенного оформления товаров процедура запроса дополнительных документов и сведений достаточно регламентирована1, запрос документов после выпуска товаров ничем не ограничен, что зачастую приводит к злоупотреблениям со стороны таможенников.

У участников ВЭД могут запрашивать немыслимое количество документов, только на копирование и распечатку которых уходит слишком много времени и средств.

Попытка регламентировать порядок назначения и проведения проверок документов после выпуска товаров предпринята в инструкции, утвержденной комментируемым приказом.

Пределы применения инструкции

Прежде всего ФТС России очертила пределы применения инструкции (п. 3).

Первое ограничение: инструкция не применяется в отношении проверок соблюдения валютного законодательства.

Между тем в п. 7 инструкции читаем, что проверка может проводиться в целях «обеспечения соблюдения валютного законодательства РФ».

Следующее ограничение установлено на применение инструкции при проведении проверок в отношении условно выпущенных товаров.

Тем не менее в все в том же п. 7 одним из допустимых направлений проверки значится «соблюдение условий помещения товаров под заявленный таможенный режим». Но ведь проверять соблюдение условий можно только в отношении тех режимов, которые устанавливают ограничения использования товаров, а такие товары и являются условно выпущенными.

И, наконец, третье ограничение применения инструкции — проверка таможенной стоимости при выпуске товаров под обеспечение уплаты платежей.

Опять же в п. 7 читаем, что допустимыми направлениями проверки могут быть «достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости» и «соблюдение порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей». А отсрочка и рассрочка таможенных платежей возможны только при наличии обеспечения их уплаты.

Итак, пределы применения инструкции можно охарактеризовать как неограниченные.

Повод для проверки

Все возможные поводы для проведения проверки документов и сведений перечислены в п. 12 инструкции, а именно:

1) поручения вышестоящего таможенного органа;

2) материалы (информация), поступившие из правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений таможенного законодательства РФ;

3) указания о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков (это своеобразная оперативная информация о товарах и участниках ВЭД, в отношении которых установлена повышенная вероятность нарушений таможенного законодательства);

4) результаты проведенного анализа, свидетельствующие о возможных нарушениях таможенного законодательства:

а) информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;

б) материалы, информация, поступившие из других таможенных органов РФ;

в) сообщения средств массовой информации, а также сообщения и заявления российских и иностранных юридических и физических лиц.

С первыми тремя поводами все ясно — это официально поступающие и регистрируемые документы. Четвертый сформулирован расплывчато: что такое результат анализа?

Согласно п. 13 инструкции результаты анализа материалов, информации и сообщений оформляются должностным лицом таможенного органа в виде служебной записки на имя начальника структурного подразделения. Ни установленной формы, ни обязательных реквизитов служебной записки нет. Единственная оговорка: в ней указываются источник информации о возможных нарушениях таможенного законодательства, результаты рассмотрения данной информации и перечень предлагаемых мероприятий по проведению проверки.

Таким образом, легальным поводом для проведения проверки после выпуска товаров может явиться все что угодно, даже некий слух, а не только официально зарегистрированная информация и сведения. И здесь никакого реального ограничения для таможенников нет.

Кто может проводить проверку

Согласно п. 9 инструкции должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенное оформление перемещаемых товаров и принимающие по ним какие-либо решения, не должны проводить проверки документов и сведений после выпуска товаров.

В соответствии с п. 10 инструкции структурные подразделения таможенного органа могут проводить проверки только по вопросам, относящимся к их компетенции. То есть, к примеру, подразделение валютного контроля не может проводить проверку по вопросам таможенной стоимости. И только подразделения таможенной инспекции вправе проводить проверки по любым из вопросов.

Заметим, что у участника внешнеэкономической деятельности практически нет возможности проверить, имеет ли право лицо, приславшее запрос, проводить проверку по конкретному вопросу. Ведь для этого надо ознакомиться с положением о структурном подразделении, где работает данный инспектор, и с его должностной инструкцией, что очень проблематично.

Решение и сроки проверки

Согласно п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса РФ проверки после выпуска товаров допустимы только в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Именно поэтому важно знать, в какой момент проверка началась.

Согласно п. 15 инструкции дата начала проведения проверки — это дата принятия решения о ее проведении, которое принимается в виде письменного поручения (начальника таможенного органа или структурного подразделения) в форме простой резолюции (на служебной записке или поступивших документах, заявлениях и проч.) с указанием структурного подразделения — исполнителя (п. 14 инструкции). То есть никакой регистрируемой формы для принятия решения о проведении проверки нет. А резолюция в зависимости от обстоятельств может появиться на служебной записке или ином документе с предложением о проведении проверки в любое время.

Что запрашивают

После принятия решения о проведении проверки документов и сведений должностное лицо структурного подразделения таможни, которому поручено ее проведение, направляет запрос почтой с уведомлением о вручении в адрес декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 16 инструкции). Запросы должны быть мотивированы и направляться исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (п. 17 инструкции).

Согласно п. 16 инструкции не допускается запрос одних и тех же документов, которые представлялись при таможенном оформлении и проведении дополнительной проверки. Замечательное ограничение. Но есть оговорка: только если в такие документы не вносились изменения, дополнения и исправления. Никто не запрещает таможенникам запросить документы при наличии подозрений на внесение изменений в них.

В случае непредставления участником ВЭД в установленный срок документов и отсутствия мотивированного обращения о продлении срока их представления последствия будут более чем однозначные: согласно п. 18 инструкции возбуждается дело об административном правонарушении.

Справочно

За несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает ответственность по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ: штраф от 2000 до 5000 руб. для должностных лиц и от 50 000
до 100 000 руб. — для юридических.

Акт для служебного пользования

Результаты проведения проверки оформляются актом (п. 25 инструкции). Дата его подписания и есть дата окончания проверки. Акт — единственный документ во всей проверочной процедуре, форма которого утверждена инструкцией.

Согласно п. 27 инструкции не позднее дня, следующего за днем составления акта, структурное подразделение направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа либо его заместителя по направлению деятельности, в которой излагает выводы и предложения по результатам проверки. К записке прикладывается акт. Начальник таможенного органа рассматривает записку и принимает соответствующее решение.

Участник ВЭД гарантированно увидит составленный акт с выводами о результатах проведенной проверки, только если будут выявлены факты заявления недостоверных сведений (п. 26 инструкции).

Чтобы не томиться в тревожном ожидании, участникам внешнеэкономической деятельности придется самим запрашивать таможню. Это позволяет сделать п. 3 ст. 387 Таможенного кодекса РФ, согласно которому они имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Таможенные органы обязаны предоставлять такую информацию бесплатно.

Итак, реального ограничения проведения таможней проверок документов и сведений после выпуска товаров не произошло. Всякое жесткое условие сопровождается оговоркой, дезавуирующей его. В инструкции больше внимания уделяется внутренним взаимоотношениям и организации дел внутри ведомства, нежели взаимоотношениям с участниками ВЭД, которым остается только запасаться бумагой для ответов на запросы таможни.

1 См., например, разд. IV «Порядок оформления запроса о представлении дополнительных документов» приказа ГТК России от 29.11.2002 № 1284 «Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций», п. 9 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206.