Лучшее - не всегда враг хорошего

| статьи | печать

При улучшении логистической системы обычно преследуются две основные цели: повышение уровня обслуживания клиентов и сокращение логистических затрат. Несомненно, их достижение повышает прибыльность бизнеса и укрепляет положение предприятия на рынке.

Типичная логистическая система состоит из пяти блоков — закупки, производство, транспорт, склад, распределение, — и каждый из них может иметь свои проблемы. Их решение, построение прозрачной логистической цепочки помогает сформировать взаимоотношения как с внешними контрагентами и поставщиками логистических услуг, так и внутри предприятия.

Как следует из научных и практических разработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), процесс улучшения логистической системы сводится к последовательности нескольких шагов.

Первый из них — своего рода логистический аудит, который предполагает изучение нормативных документов и полученных от персонала предприятия сведений, проведение анализа операционных процессов и выявление недостатков и проблем в технологической цепочке. Тут очень важно опросить различные категории сотрудников: руководителей высшего и среднего уровней управления, бригадиров, рабочих.

На втором шаге необходимо разработать карту и дерево процессов верхнего уровня, а также показатели оценки логистики. Их нужно согласовать и утвердить для четкого и ясного представления — что и где именно будет улучшаться, каким образом это будет измерено.

Каждый процесс должен быть описан, назван, иметь регламент или рабочую инструкцию, ответственного исполнителя и владельца. Как правило, процессы имеют многоуровневую структуру и могут быть декомпозированы.

Использование модного нынче инструмента — сбалансированной системы показателей — как снизу вверх (от операционных действий до ключевых показателей), так и обратно помогает правильно установить взаимосвязи между показателями и осуществить их балансировку при помощи весовых коэффициентов.

Внедрение разработанных улучшений в повседневную практику позволит устранить ненужные и дублируемые функции, перепроектировать работы в соответствии с новыми регламентами, составить должностные и рабочие инструкции, адекватные реально выполняемой работе, сформировать формы для оценки логистического персонала и новые мотивационные схемы. Результаты предыдущих шагов по улучшению логистической системы служат, в свою очередь, основой для подготовки технического задания на доработку (разработку) корпоративной информационной системы.

Как отмечает Сергей Бубнов (ИТКОР), рассмотренные меры по улучшению логистической системы приводят к среднестатистическому улучшению показателей, характеризующих достижение поставленных целей. Среди них сокращение затрат распределительной логистической системы на 15—17%, увеличение уровня удовлетворенности клиентов на 15—20%, сокращение времени доставки продукции до клиента на 25—30%.

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу ОАО «Объединение «ВладЗерноПродукт», кандидат экономических наук Владимир Королев поделился опытом использования рекомендаций ИТКОР.

На предприятиях холдинга сформирована база знаний, которая позволяет переходить к работам по внедрению модели бизнес-процессов предприятия «как надо», исключению дублируемых функций и ненужных работ, внедрению информационной системы и современных методов управления транспортом, запасами, а также системы ответственности за результат.

По предварительным оценкам, ожидается сокращение общих логистических затрат и издержек на 10%; высвобождение оборотных средств на 17% (за счет сокращения складских запасов сырья, материалов, готовой продукции); повышение уровня удовлетворенности клиентов на 25%; рост производительности труда на 10—16%; снижение затрат на закупку сырья на 7—11%, а транспортных расходов на 23%.

При этом планируется при увеличении объема производства на 15% уменьшение численности операционного персонала, точнее, ее оптимизация на 10%.

Вот и доказательство того, что логистика — ключ к развитию бизнеса.

Справка

Логистика в широком смысле охватывает все процессы (как в системах, так и между ними), которые служат для перемещения ресурсов предприятия во времени и пространстве. А применительно к предприятию логистика — это планирование, управление и контроль складирования и транспортировки материальных потоков внутри и вне предприятия.

Из Словаря русско-английских терминов по контроллингу

Рекомендации по улучшению логистической системы:

1. Проведение анализа системы логистики предприятия.
2. Описание логистических процессов.
3. Разработка регламентов (рабочих инструкций, положений, памяток).
4. Определение показателей оценки логистической деятельности (временных, объемных, качества, производительности).
5. Установление норм и нормативов по показателям.
6. Построение системы сбалансированных показателей
7. Разработка предложений по мотивации логистического персонала.
8. Внедрение усовершенствований.
9. Оценка результатов.

Источник: Институт исследования товародвижения
и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР)