Компенсация за изъятие земли — облагаемый доход?

| статьи | печать

Ни один собственник не застрахован от изъятия земли в пользу государства. Одного волевого решения уполномоченного властного органа о выкупе участка для государственных или муниципальных нужд достаточно, чтобы распрощаться с земельным ресурсом. Взамен, конечно, будет предоставлено возмещение, расцениваемое налоговиками как доход, с которого, по их мнению, следует уплатить государству налог на прибыль и не забыть о НДС. Разберемся в законности поборов.

Практика изъятия земель

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Такое изъятие допустимо в исключительных случаях, которые перечислены в ст. 49 Земельного кодекса РФ. В частности, при необходимости размещения:

• объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов, например объектов энергетических систем федерального или регионального значения;

• объектов обороны и безопасности;

• объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

• объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

• объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

• объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ;

• объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

• автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Изъятие осуществляется помимо воли и желания собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Но закон есть закон, и за принудительное изъятие собственнику полагается предварительное и равноценное возмещение (ч. 2 ст. 55 Земельного кодекса РФ).

В статье 281 ГК РФ определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Оно включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Под равноценным возмещением, как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ входит рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Справочно

Основания и порядок возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262.

Налог на прибыль

Во имя государственных интересов собственника могут лишить земли, естественно за плату, часть которой в виде налога нужно будет вернуть обратно государству. Именно так рассуждают налоговики, ссылаясь на п. 3 ст. 250 НК РФ, согласно которому во внереализационные доходы, составляющие налогооблагаемую базу налога на прибыль, включаются суммы санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

Так, по мнению Минфина России, озвученному в письме от 03.02.2006 № 03-03-04/1/85, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения различных земельных правоотношений. Средства, полученные за изымаемый земельный участок, следует признавать внереализационными доходами.

Приведенную позицию поддержал даже Арбитражный суд Северо-Западного округа. Но это было в 2005 г. В своем постановлении от 24.01.2005 № А56-47462/03 суд указал, что суммы, полученные по договору, являются компенсацией убытков, которые связаны с занятием принадлежащих налогоплательщику угодий, и соответственно включаются во внереализационные доходы на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Следовательно, подлежат обложению налогом на прибыль.

Приведенная позиция главенствовала до тех пор, пока этот вопрос не стал предметом обсуждения в надзорной инстанции Президиума ВАС РФ, до которого дошли спорящие по одному делу.

Позиция, в соответствии с которой с полученных от изъятия земель сумм начислять и уплачивать налог на прибыль не надо, впервые появилась 4 июля 2007 г. в Определении ВАС РФ № 5047/07, которым было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Фактически такой отказ подтверждал правильность выводов судов нижестоящих инстанций. В частности, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 по делу № А56-11621/2006, где суд поддержал доводы налогоплательщика о том, что положения п. 3 ст. 250 НК РФ относят к внереализационным доходам штрафы, пени, иные санкции, убытки и ущерб, которые можно получить в качестве возмещения исходя из договорных отношений, действующих согласно принципу равенства сторон. В рассматриваемом случае прекращение права владения и пользования земельными участками не зависит от волеизъявления землепользователя, а заключению договора предшествуют специальные акты органов власти. Условиями договоров определялись только порядок перечисления денежных средств и их размер. Кроме того, при расчете по договору перечислялись в основном бюджетные средства. На основании вышеизложенного суд сделал вывод: налогоплательщик правомерно не учел полученные суммы в качестве внереализационных доходов.

Данного решения ВАС РФ налоговикам оказалось недостаточно, налогоплательщиков продолжали привлекать к ответственности за неуплату налога на прибыль с сумм возмещения.

В письмах от 13.03.2008 № 03-03-06/4/15 и от 05.12.2008 № 03-03-06/1/678 Минфин России монотонно продолжал разъяснять, что компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд включаются во внереализационные доходы и с них необходимо уплачивать налог.

УФНС России по г. Москве повторяло позицию вышестоящей инстанции: компенсация за сносимое здание, упущенная выгода и другие возмещаемые убытки за освобождение земли учитываются в полном объеме в составе доходов (письмо от 29.08.2008 № 20-12/082055).

Причем письма исходили от ведомства, несмотря на противоположную судебную практику. Суды поддерживали налогоплательщиков, отказывая в исках налоговикам (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 по делу № А56-11621/2006 (правомерность позиции подтверждена Определением ВАС РФ от 04.07.2007 № 5047/07), Московского округа от 09.07.2008 № КА-А41/5975-08 по делу № А41-К2-16521/07).

В июне 2009 г. Президиум ВАС РФ рассмотрел дело в порядке надзора по конкретному спору о правомерности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате налога на прибыль с суммы возмещения за изъятый участок земли, и вынес постановление от 23.06.2009 № 2019/09 по делу № А32-7432/2007-56/191-2008-56/23. Поддерживая налогоплательщика, суд в своем решении указал, что компенсация убытков, полученная налогоплательщиком за изъятие земель для государственных нужд, в доходах не учитывается. ВАС РФ отметил, что налогообложение спорной компенсации нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев (подробности см. в «БП», 2009, № 26, с. 5).

НДС

Что касается НДС с сумм, которые получены в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, этот вопрос также остался без разъяснений законодателя, позволяя налоговикам отвечать на него не в пользу налогоплательщиков.

В письме от 30.03.2007 № 03-07-11/90 финансовое ведомство заверило налогоплательщиков о необходимости уплачивать НДС с сумм возмещений. Аналогичная позиция озвучена ФНС России в письме от 14.12.2007 № 03-1-03/2467.

Свою позицию финансовое ведомство аргументировало тем, что соответствующие денежные средства представляют собой стоимость услуги, оказанной организацией при строительстве объекта. А операции по реализации услуг признаются объектом обложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому с суммы полученной компенсации организация должна уплатить НДС.

УФНС России по г. Москве на удивление заняло противоположную позицию, поддержанную судами (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2007 по делу № А17-1618/5-2006, Северо-Западного округа от 12.11.2007 по делу № А56-38300/2006). В письме от 09.04.2007 № 19-11/31917 столичное налоговое управление разъяснило, что изъятие земельных участков, производимое по решению Правительства Москвы, не признается реализацией и выплачиваемая в связи с этим компенсация НДС не облагается.

Теперь, после принятия постановления Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2019/09, налогоплательщики в спорах о НДС с сумм компенсации за изъятую землю могут использовать приведенный аргумент высших арбитров, что налогообложение спорной компенсации нарушало бы принцип полного возмещения

Без комментариев

К сожалению, ни Федеральная налоговая служба, ни финансовое ведомство до сих пор не отреагировали на появившуюся судебную практику и продолжают незаконно привлекать к ответственности тех, кто и без того пострадал, изымая часть полученной компенсации в бюджеты через налоги. Однако не стоит отчаиваться, ведь можно отстоять свои интересы через суд и оспорить незаконные поборы. Тем более что на этот счет существует положительная арбитражная практика.