Опять предлагается великое переселение россиян

| статьи | печать

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров предложил переселить часть населения республики в другие российские регионы, поскольку на родине работы нет и не предвидится, а в других местах рабочие руки нужны.

Президент предлагает сородичам покинуть родные очаги добровольно и за деньги из республиканского бюджета.

Каждый пожелавший выехать за пределы Ингушетии получит 54 000 руб., заявил глава республики после того, как заключил соглашение с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем о переселении в уральские села 109 ингушских семей. Власти Свердловской области в свою очередь обещают единовременную материальную помощь в размере 60 000 руб. на семью. Э. Россель рассчитывает с помощью переселенцев возродить находящиеся в упадке деревни и намерен выделить приезжим большие земельные участки. При этом губернатор дипломатично умолчал о причинах коллапса в уральских селах (об одной из них читайте в «ЭЖ», 2009, № 42).

По информации из официальных источников, договаривающиеся стороны удовлетворены результатом переговоров.

Опыт Екатеринбурга ингушские власти намерены использовать впредь. По словам Ю-Б. Евкурова, «проведены переговоры с главами Кемеровской, Кировской, Иркутской, Архангельской областей о предоставлении работы ингушам. Сейчас, кстати, готовится предложение на имя Председателя Правительства РФ по переселению жителей Кавказа на Дальний Восток, в Амурскую область, где ежегодно идет сокращение численности местного населения, а мигрантов из соседнего Китая становится все больше».

О результатах этих переговоров «договаривающиеся стороны» ничего не сообщают. Известно только о намерении ингушских властей открыть свои представительства в разных уголках России для содействия отселению сограждан туда. Известно также, что волны безработицы не обошли стороной указанные субъекты Федерации. Так, в Кемеровской области официально числятся безработными 138 200 человек, в Иркутской — 189 200, Кировской — 90 800, Архангельской — 53 300 человек. Уровень безработицы в них, по данным Росстата, колеблется от 7,7% в Архангельской области до 13,9% — в Иркутской.

В Ингушетии этот показатель равен 51,2%. Это абсолютный рекорд по России. По состоянию на 9 ноября в регионе было создано 164 новых рабочих места. Власти Ингушетии отмечают «необычайную популярность среди ингушей» проекта по их переселению в другие российские регионы.

Тем временем Минэкономразвития России и Минрегион готовят проект финансового оздоровления российских моногородов и настаивают на переселении людей из особо депрессивных районов (см. «ЭЖ», 2009, № 41). Хотя еще летом глава Минрегиона признавал, что 99% жителей Пикалева (Ленинградская область) отказываются уезжать из города, несмотря на вынужденный простой в течение полугода.

Похоже, страна на пороге великого переселения людей. Это не диковинка в мировой практике. В Китае год назад началось экспериментальное переселение жителей центральных провинций Хэнань и Хубэй из районов, где в 2002 г. приступили к реализации проекта по переброске части стока южных рек на север. К 2011 г. намечено переместить 330 000 человек. На новом месте им обещаны хорошие условия и денежные компенсации. Более масштабное переселение было осуществлено в КНР 20 лет назад при строительстве гидроузла «Санься». Тогда миллион китайцев покинули родные места. Но массовое переселение в Китае не было мерой борьбы с безработицей.

В Ингушетии, по данным Росстата, проживает немногим более 490 000 человек. Из них 212 700 — экономически активное население в возрасте от 15 до 72 лет, из которых официально безработные 109 000. В целом по стране пока только 8000 безработных россиян воспользовались с начала экономического кризиса помощью властей для переезда на новое место работы.

Мнения

Алексей Власов,
генеральный директор Информационно-аналитического центра
по изучению общественно-политических процессов
на постсоветском пространстве

Предложение Юнус-Бека Евкурова по переселению ингушей в регионы, где остро ощущается нехватка рабочих рук, — одна из форм борьбы с безработицей в республике. Президент Ингушетии не отрицает наличие проблем, он активно борется с ними, предлагает различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Одним вливанием денег в регион ничего не решить. Переселение и освоение новых территорий у ингушей в крови, поэтому, если все будет сделано цивилизованно, проблем с переселением не возникнет.

Михаил Тульский,
президент исследовательского
центра «Политическая аналитика» (Москва)

Желание спихнуть проблемы республики на другой регион объяснить легко. Корень всех проблем Ингушетии — неестественно высокая рождаемость. В 2008 г. рождаемость превысила смертность в 5,9 раза. Это абсолютный мировой рекорд. Именно из-за этого более половины населения безработные. И они становятся бандитами. И так без конца: одних бандитов уничтожают, но демографическая ситуация порождает еще больше новых. Может, сначала стоит трудоустроить свердловчан, а потом помогать Ингушетии, которой к тому же таким путем все равно не поможешь?! Ведь если пытаться решить проблемы Ингушетии переселением безработных, то надо не 500 человек переселять, а как минимум 50 000! Да и при нынешней ингушской рождаемости через 50 лет их станет 100 000 и половина из них снова окажутся безработными.

У свердловского губернатора свой расчет — подступающее переназначение. В этой ситуации он рад «засветиться» в деле помощи коллеге, которого в Кремле после покушения на него очень уважают. Но Свердловская область кинулась помогать герою, не успев решить собственные проблемы. Уровень безработицы здесь по состоянию на 1 октября — 8,4%, число зарегистрированных безработных — 199 000.

Константин Киселев,
председатель Уральской
гильдии политконсультантов

Начнем с того, что никаких гарантий, что переселенцы останутся в сельской местности, нет и быть не может. Переселенцы такие же граждане России, как и жители области, а потому вольны выбирать место жительства по душе. В случае переезда переселенцев из уральского села в уральский город предусмотреть серьезную ответственность за нецелевое расходование «подъемных» невозможно. Нельзя людей насильно отправить обратно, нельзя посадить в тюрьму, нельзя практически ничего.

Вряд ли ингушам, которые попытаются честно выполнить условия соглашения, удастся то, что не удавалось жителям Урала, — в условиях рискованного земледелия добиться серьезной прибыли. Выданных им «подъемных» явно не хватит на развитие подсобного хозяйства, ведь сельское хозяйство на Урале традиционно является бюджетным реципиентом.

Выделение дополнительных ассигнований будет означать провал самого проекта. Дать деньги одним — значит отобрать у других. Все это прекрасно понимают. Дополнительное финансирование приведет к возникновению потенциальной угрозы росту социальной напряженности.

Попытка решить проблемы трудоизбыточной и неспокойной Ингушетии и одновременно уральского сельского хозяйства заслуживает внимания, но ее благополучное разрешение вызывает сомнение.

Тимур Нальгиев,
заместитель начальника отдела потребительского рынка
и межэкономической деятельности министерства
экономики
Республики Ингушетия

Информация о возможности трудоустройства на Урале заинтересовала немало жителей республики. Сложная криминогенная обстановка и безработица — причины, по которым многие ингуши хотят переехать, тем более что принимающая сторона предлагает очень хорошие условия.

Анатолий Гагарин,
президент фонда «Центр СоДействия»

Полагаю, что обещанных финансовых траншей переселенцам будет недостаточно. В случае если проект начнет реализовываться до весны будущего года, этих денег не хватит даже для того, чтобы перезимовать на новом месте. В государстве, которое секвестирует дотации беременных женщин и инвалидов, переселенцам надеяться на дополнительную поддержку попросту смешно. Я верю, что эти люди готовы работать, но не смогут физически. А Свердловской области не стоить наступать на те же грабли, имя которым «Кондопога».

Экономическая активность населения в возрасте от 15 до 72 лет (по данным выборочных исследований населения по проблемам занятости в среднем в августе — сентябре 2009 г.)

1

2

3

4

Российская Федерация

68,6

63,3

7,7

Центральный
федеральный округ

69,1

65,4

5,3

Белгородская область

65,7

62,7

4,6

Брянская область

64,9

58,6

9,7

Владимирская область

66,5

60,3

9,4

Воронежская область

66,4

60,6

8,7

Ивановская область

66,0

60,0

9,1

Калужская область

71,5

67,8

5,1

Костромская область

71,1

66,3

6,7

Курская область

66,1

59,8

9,6

Липецкая область

68,2

66,1

3,1

Московская область

70,4

66,7

5,3

Орловская область

66,9

61,2

8,4

Рязанская область

61,8

57,3

7,3

Смоленская область

73,4

67,0

8,7

Тамбовская область

66,7

63,1

5,3

Тверская область

68,7

62,8

8,6

Тульская область

66,4

63,5

4,4

Ярославская область

71,5

65,2

8,9

г. Москва

71,6

70,3

1,8

Северо-Западный
федеральный округ

71,7

66,4

7,3

Республика Карелия

68,6

62,7

8,6

Республика Коми

71,1

63,2

11,0

Apxaнгельская область

69,7

64,3

7,7

в том числе
Ненецкий АО

76,5

70,2

8,2

Вологодская область

71,4

65,1

8,9

Калининградская область

69,6

61,7

11,3

Ленинградская область

69,9

65,4

6,5

Мурманская область

72,0

67,0

6,9

Новгородская область

68,5

63,7

7,0

Псковская область

67,9

59,8

12,0

г. Санкт-Петербург

74,8

71,2

4,8

Южный
федеральный округ

65,9

59,1

10,4

Республика Адыгея

59,5

54,3

8,8

Республика Дагестан

66,5

58,1

12,6

Республика Ингушетия

59,2

28,9

51,2

Кабардино-Балкарская Республика

58,1

51,5

11,4

Республика Калмыкия

67,0

56,7

15,4

Карачаево-Черкесская Республика

65,0

58,1

10,6

Республика Северная Осетия — Алания

71,8

65,7

8,4

Чеченская Республика

67,3

42,9

36,2

Краснодарский край

65,5

61,5

6,1

Ставропольский край

67,1

61,7

8,0

Астраханская область

70,4

65,3

7,3

Волгоградская область

65,6

60,2

8,3

Ростовская область

66,1

61,4

7,2

Приволжский
федеральный округ

69,0

63,6

7,8

Республика Башкортостан

68,2

62,3

8,7

Республика Марий Эл

66,7

60,3

9,6

Республика Мордовия

70,2

65,8

6,3

Республика Татарстан

68,2

63,4

7,0

Удмуртская Республика

70,2

64,2

8,6

Чувашская Республика

70,3

62,9

10,6

Пермский край

70,3

64,4

8,3

Кировская область

70,0

61,7

11,8

Нижегородская
область

70,6

65,6

7,1

Оренбургская область

66,9

61,2

8,4

Пензенская область

65,6

62,2

5,1

Самарская область

70,4

66,1

6,1

Саратовская область

69,1

63,8

7,6

Ульяновская область

66,8

62,5

6,5

Уральский
федеральный округ

69,0

63,9

7,4

Курганская область

62,4

55,6

10,8

Свердловская
область

68,1

62,3

8,4

Тюменская область

72,5

68,7

5,3

в том числе:
Ханты-Мансийский АО

75,7

70,8

6,5

Ямало-Ненецкий АО

74,9

72,8

2,8

Челябинская область

68,3

63,3

7,3

Сибирский
федеральный округ

67,4

60,7

10,0

Республика Алтай

71,4

63,1

11,7

Республика Бурятия

65,7

58,1

11,6

Республика Тыва

54,9

44,4

19,2

Республика Хакасия

67,7

62,1

8,2

Алтайский край

66,4

59,0

11,2

Забайкальский край

66,4

59,8

9,9

Красноярский край

70,4

65,8

6,4

Иркутская область

70,2

60,5

13,9

Кемеровская область

65,9

59,7

9,5

Новосибирская область

67,8

61,3

9,6

Омская область

65,7

60,2

8,4

Томская область

66,0

59,3

10,1

Дальневосточный
федеральный округ

68,4

63,4

7,3

Республика Саха (Якутия)

68,0

62,5

8,1

Камчатский край

73,5

69,0

6,1

Приморский край

68,2

63,2

7,3

Хабаровский край

68,4

63,0

7,9

Амурская область

66,9

63,1

5,7

Магаданская область

74,2

69,5

6,3

Сахалинская область

69,7

64,9

6,9

Еврейская АО

58,6

51,7

11,9

Чукотский АО

79,8

75,8

5,1

Источник: Росстат

Примечание. 1 — уровень экономической активности населения (%), 2 — уровень занятости (%), 3 — уровень безработицы (%).

«В космос отправлять безработных точно не будем. Есть приблизительные инструменты, которые используются во всем мире. Во-первых, это обучение — повысить квалификацию и дать человеку новую профессию. Если он два дня на производстве не занят, то может в это время поучиться, а мы эти курсы оплатим. Другой вопрос: готов ли человек за дополнительные 5000 руб. в месяц убирать территорию или учиться? Недавно был на заводе мостовых конструкций в Улан-Удэ. С марта этого года он не работал — не было заказов. Директор говорит, что только благодаря правительственным программам смог удержать персонал. Рабочие занимались благоустройством территории завода. Скепсиса по этому поводу было много. Все спрашивали: зачем мы станки красим? Но вы бы посмотрели, что на этих производствах было до кризиса. Детали валялись в беспорядке. Сейчас ячейки, коробочки стоят. В огромных цехах невозможно было ходить — пол весь в масле и выщерблен. Теперь чистота и порядок. Вот так с пользой  для производства мы сохранили трудовые коллективы там, где было необходимо».

Максим Топилин,
заместитель министра здравоохранения
и социального развития РФ (6 ноября 2009 г.)