1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3695

Управление инфраструктурой и надежность производственных систем

Недавняя катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что инфраструктура является критически важным элементом обеспечения целостности и надежности производственной системы, а физический износ объектов инфраструктуры — серьезным фактором риска.

Старение оборудования — процесс естественный. Проблемы возникают, когда он становится неуправляемым. В эпоху социализма все принадлежало народу, работала плановая экономика, государство поддерживало сложную организационную систему управления инфраструктурой, планировало и осуществляло без­опасное использование и своевременное обновление основных фондов.

При переходе от социализма к рыночной экономике значительная часть основных фондов сменила владельца. В значительной степени была разрушена прежняя плановая структура управления, а новая, ориентированная на современные экономические реалии, не создана. Теперь ответственность за безопасное и эффективное управление ложится на частного собственника.

Когда средняя изношенность основных фондов достигает 80% и продолжает нарастать, сложившаяся ситуация представляется исключительно опасной и требует безотлагательного вмешательства государства в вопросы управления инфраструктурой. Однако в отношении к износу основных фондов чувствуется какая-то обреченность. Для обновления нужны фантастические инвестиции, которые накопятся только со временем. Для замены в короткий срок всего, что изношено, необходимы огромные производственные мощности, которых нет. Поэтому обновление будет долгим, даже если появятся день­ги. Остается запастись терпением на долгие годы и надеяться на лучшее. Но неужели надежда — это все, что осталось?

От регулирования к управлению по целям

В теории и практике менеджмента уже выработаны концепции, подходы и методы, ориентированные на минимизацию рисков в условиях ограниченности ресурсов и изношенности объектов инфраструктуры.

Прежде всего надо отметить, что в настоящее время на отечественных предприятиях в лучшем случае применяется такой метод, как регулирование, или управление по отклонениям. Его смысл в том, что достигнутый результат сравнивается с запланированным на текущий момент результатом и по разнице вырабатывается управляющее воздействие.

Однако ориентация только на регулирование ограничивает горизонт видения, концентрирует внимание на краткосрочных проблемах, уводя менеджмент от долгосрочных проблем. Это не соответствует насущным задачам управления, стоящим перед предприятием с изношенными основными фондами. Поскольку уровень износа высок, предстоящие объемы работ по замене и ремонтам велики, такое предприятие обязано иметь долгосрочные планы замены и реновации. Оно должно прогнозировать состояние и остаточный ресурс своего оборудования, его производительность, безопасность и надежность с учетом влияния конкретных замен и ремонтов.

Этим потребностям соответст­вует так называемый метод управления по целям, когда управляющее воздействие вырабатывается исходя из его влияния на достижение перспективных, стратегических целей.

Например, американский Институт исследований в области электроэнергетики (EPRI) рекомендует внедрять в практику управления основными фондами электрических сетей так называемую философию Performance Focused Maintenance (PFM). Ее цель — оказание помощи менеджерам по управлению основными фондами в концентрации их ограниченных ресурсов на тех направлениях, которые внесут наибольший вклад в достижение установленных корпоративных целей организации.

Таким образом, необходимо дополнить метод регулирования методом управления по целям. Для этого предприятию нужно иметь следующие элементы управления:

  • систему корпоративных целей в области надежности, производительности, безопасности труда, экологии, качества;
  • систему показателей и допустимых уровней рисков, разработанных на основе целей и определяющих достижение целей;
  • математические модели объектов инфраструктуры, позволяющие количественно определять влияние обслуживания, ремонта или замены того или иного оборудования на величину установленных корпоративных показателей и соответственно на достижение целей;
  • математический инструментарий, позволяющий прогнозировать и анализировать отказы и их последствия (Межгосударственный стандарт АВПКО), рассматривать сценарии «что, если», строить тренды, планировать обслуживание и ремонт оборудования с учетом повышения его надежности;
  • инструменты сбора и анализа данных об оборудовании — состав оборудования, наработки, техническое и эксплуатационное состояние, дефекты и отказы, планируемые работы ТОиР, история замен, ремонтов и перемещений, использованные, имеющиеся и требуемые зап­части и материалы, задействованный для работ персонал, трудоемкость работ и т.д.

Интегрированная система

Многие компании России испытывают трудности даже со сбором первичных данных, не говоря уже об элементах более высокого порядка. Решить проблему сбора данных невозможно без информатизации процессов управления основными фондами. Задачи моделирования и прогнозирования также не могут быть решены без соответствующих специализированных программных систем (см. «ЭЖ», 2009, № 31 и 40).

Несмотря на очевидные проб­лемы с изношенностью основных фондов и на участившиеся аварии, со стороны государства и российских предприятий не наблюдается той активности, которая была бы адекватна ситуации.

Проекты внедрения информационных систем управления основными фондами проводятся в некоторых компаниях (ФГУП «Атомфлот», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Енисейское речное пароходство», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», ОАО «Концерн „Энергоатом“», ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и др.), но они пока не стали массовым явлением в российской экономике (27%) (см. «ЭЖ», 2009, № 31).

В сфере менеджмента инфраструктуры одним из немногих проектов систем управления по целям можно рассматривать проект внедрения информационной системы управления надежностью энергоснабжения в ООО «Нижневартовскэнергонефть».

Информационная система управления надежностью энергоснабжения (ИСУНЭ) была спроектирована так, что на нижнем уровне она опиралась на сбор и обработку данных об оборудовании, а на верхнем — на корпоративные цели, в том числе:

  • на сокращение потерь добычи нефти, вызванных отказами электрооборудования;
  • оптимизацию затрат на содержание энергохозяйства;
  • повышение обоснованности бюджетов сервисных предприятий.

В рамках ИСУНЭ (см. схему) были созданы три подсистемы: «Управление ТОиР» (на основе EAM-системы TRIM разработки НПП «СпецТек»), «Стратегия ремонтов» (математическое моделирование электросети на основе программы Neplan, расчет стратегии ремонтов средствами программного обеспечения CalposMain разработки компании ABB) и «Анализ эксплуатации и ремонтов» (на основе продукта PowerPlay компании Cognos).

Суть решения состоит в переходе от субъективных оценок свершившихся фактов к объективным расчетам и прогнозированию ситуации. Предложено формировать стратегию ремонтов на основе расчетных интегральных показателей, которые включают как оценку текущего состояния, так и прогноз состояния и надежности на будущее, а также комплексную оценку важности оборудования с точки зрения прямого и косвенного ущерба и последствий отключений — анализ соотношения потерь нефти и затрат на ТОиР. Стратегия ремонтов формируется по каждой из единиц оборудования, выстроенных по степени их важности и риска отказа.

На основании такой стратегии разрабатываются полноценные планы работ по ТОиР и заменам, план обеспечения этих работ ресурсами. О таких планах можно сказать, что они действительно обоснованны, то есть средства расходуются на поддержание установленного уровня надежности. Система позволяет моделировать различные варианты: что будет с потерями при заданном уровне финансирования, какой его объем необходим для сокращения потерь до заданного уровня.

Если основные фонды изношены, значительно повышается важность учета условий безопасности труда, экологии, качества, то есть учета аспектов функционирования всей инфраструктуры предприятия. Соответствующую систему управления называют интегрированной системой управления инфраструктурой.