1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 9887

Управление основными фондами

Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО) мало какие компании рассматривают как инвестиции в воспроизводство основных средств (см. «ЭЖ», 2009, № 25, 26 и 31). Более того, использование изношенной техники и пренебрежение ремонтами и модернизацией приводят подчас к трагическим последствиям, чему свидетельство авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Ведь ее причины среди прочих, по заявлению Ростехнадзора, «лежат в технологической области и связаны с ошибками эксплуатации оборудования».

Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО) можно разделить на три вида (см. схему).

Текущее ремонтное обслуживание предполагает плановые и корректирующие работы. Если плановое обслуживание предусматривает комплекс процедур по поддержанию работоспособности и исправности оборудования при эксплуатации, то корректирующее подразумевает текущее устранение дефектов и отказов.

В числе профилактических работ проводятся плановые ремонты по графику для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования в соответствии с установленным ремонтным циклом.

Сегодня интерес представляют ремонты по состоянию оборудования. Все работы производятся в зависимости от реального текущего технического состояния механизма или агрегата, контролируемого в процессе эксплуатации по измерению конкретных параметров. Однако при отработке определенного ресурса каждого агрегата вне зависимости от его состояния он заменяется.

Подобная технология позволяет сократить эксплуатационные расходы, существенно повысить ресурс и надежность оборудования. Но она требует соответствующих методов, средств и оборудования для диагностики, обнаружения и идентификации потенциально опасных дефектов.

Реабилитация как вид ремонтно-технического обслуживания предполагает модернизацию и реконструкцию оборудования, то есть работы по полному восстановлению ресурса, изменению конструкции, улучшению показателей, повышению надежности, снижению эксплуатационных затрат, в том числе при проведении технического обслуживания и ремонта.

Средства автоматизации

Поддержание оборудования в нормальном техническом и технологическом состоянии требует определенных затрат. Тем не менее использование автоматизированных систем управления ремонтами или в более широком смысле — управления основными фондами, особенно интегрированных с системами управления ресурсами предприятия, может в значительной степени сократить затраты и решить многие проблемы. Одна из основных — вынужденные простои оборудования. По некоторым оценкам, на многих предприятиях, особенно машиностроительных, простаивает до 50% технологического оборудования.

Для решения задач ТОРО в различных странах мира около четверти века используются информационные системы управления ремонтами (Computerized Maintenance Management Systems
(CMMS)). Они позволяют сократить затраты на обслуживание оборудования и повысить его производительность, в частности коэффициент готовности.

Данные системы поддерживают структуру и иерархию базы данных оборудования (основных фондов), данные о необходимых запасных частях, обслуживающем персонале. С их помощью можно составлять заявки на закупку запасных частей и планировать техническое обслуживание и ремонты. Они позволяют собирать и хранить, информацию о затратах, а также поломках, авариях и т.д., формировать различные отчеты.

Постепенное расширение функционала этих систем побудило в конце 1990-х гг. аналитическую компанию Gartner Group ввести в обиход новое название и соответственно новую концепцию — управление основными фондами предприятия (Enterprise Asset Management (EAM)).

Системы этого класса управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции, списания и при необходимости утилизации.

Кроме того, при разработке названных систем использовались современные технологии, например обеспечение удаленного доступа посредством информационно-коммуникационных каналов связи.

Если CMMS-система управляет в основном заказ-нарядами, то ЕАМ-система обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов и помогает проводить анализ причин выхода оборудования из строя и аварий. Она также позволяет наращивать производственные мощности предприятия за счет:

  • оптимизации распределения товарно-материальных запасов;
  • уменьшения времени проведения инвентаризации фондов;
  • оптимизации операций снабжения и управления закупками;
  • ускорения процесса ремонта оборудования;
  • увеличения времени безотказной работы оборудования;
  • увеличения срока службы оборудования;
  • управления затратами на производственный цикл оборудования;
  • повышения производительности труда персонала и оборудования.

На мировом рынке широко известны и используются такие системы, как Maximo (IBM), MRO Software, Datastream (Infor), Mincom, Indus, Intentia. Отечественные предприятия для этих целей обычно используют SAP ERP, IFS Applications EAM, Oracle E-Business Suite и Microsoft Dynamics AX. Есть примеры использования для решения задач ТОРО отечественной системы «Парус». Большое внимание со стороны отечественных производственных предприятий привлекает специализированная система «1С: ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования», наибольший эффект от применения которой достигается при интеграции с типовой конфигурацией «1С: Управление производственным предприятием 8».

Мировой опыт

По данным исследования компании IBS (см. «ЭЖ», 2009, № 31), автоматизированные системы управления производственными фондами (EAM) и ТОРО установлены лишь на 27% отечественных предприятиях, принявших участие в нем. Мировой опыт использования такого рода систем значительно шире.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что большинство проектов окупается за полтора-два года, а затраты на ремонтно-обслуживающие работы сокращаются более чем на 20%.

Согласно исследованию консалтинговой группы A.T. Kearney (диаграмма 1) внедрение EAM-систем приводит к повышению производительности самого техобслуживания и ремонта оборудования почти на 30%, а по данным SMRP (диаграмма 2), этот показатель можно увеличить до 40—55%.

Более 90% респондентов, принявших участие в исследовании ARC Advisory Group, отмечают, что от внедрения систем управления основными фондами (EAM) они получили:

  • увеличение срока службы оборудования;
  • более оперативное выполнение восстановительных ремонтов;
  • сокращение излишков складских запасов;
  • уменьшение числа поломок и простоев.

Аналитики Aberdeen Group называют еще несколько потенциальных выгод: повышение отдачи от имеющихся у компании основных фондов, более эффективное бюджетирование ремонтов и повышение прибыльности компании.

Следует отметить и тот факт, что выгоды от использования ЕАМ-систем получают акционеры и различные службы предприятия (см. таблицу).

Между тем для отечественных предприятий внедрение ЕАМ-систем сопряжено с рядом трудностей. И это не только проблема паспортизации оборудования, на которое утрачена практически вся документация.

Руководство многих предприятий стоит перед дилеммой: переходить на новые технологии и проводить полное перевооружение основных фондов или сворачивать производственную деятельность как таковую. Тут уж не до технического обслуживания и ремонтов.

Таблица

Основные выгоды от внедрения ЕАМсистем

Категории заинтересованных лиц

Выгоды от использования систем ТОРО

Акционеры

Прозрачность и обоснованность затрат, повышение отдачи активов, снижение технологических рисков, оптимизация запасов и затрат, увеличение прибыли

Технические службы

Служба главного механика, энергетика, метролога, КИПиА, АСУ ТП

• Строгий учет технической документации и, как следствие, сокращение вопросов и претензий со стороны Госгортехнадзора, отдела техники безопасности;

• простота планирования графиков и работ;

• простота контроля работ;

• наличие нормативов, что облегчает контроль и планирование;

• обоснованность предложений в понятной финансовым менеджерам форме;

• сокращение простоев ремонтных служб, контроль наличия необходимых для работы материалов;

• упрощение взаимодействия с другими службами: финансовой, бухгалтерской, МТО

Служба метрологии

Простота составления и контроля графиков поверок оборудования

Отделы промышленной безопасности, пожарной охраны, экологии

Снижение технологических рисков, гарантия соответствия требованиям нормативных актов

Бухгалтерия

Своевременное получение корректных документов с нужным уровнем аналитики, снижение нагрузки на бухгалтерию

МТО

Своевременное получение информации о потребностях в материалах, планирование поставок, снижение затрат за счет укрупнения партий и уменьшения числа срочных закупок, уменьшение складских запасов

Экономические службы

Повышение точности и прозрачности бюджета на ремонты и обслуживание, возможность разнесения затрат по центрам финансового учета

Кадровая служба

Учет работ и распределение персонала, обоснование понятной системы мотивации

Источник: www.remontexpert.ru