1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1725

Нетрадиционный подход к выходу из кризиса

В изменяющемся и нестабильном мире, чтобы быстро и правильно принимать решения на перспективу, целесообразно проводить экспресс-анализ и диагностику текущего положения предприятия, его продукта и позиционирования на рынке. Но наряду с прогнозом и разработкой стратегических целей и задач не менее важно принимать квалифицированные тактические решения.

На большинстве промышленных предприятий наблюдается одна и та же картина: объемы производства падают, возникают трудности со сбытом имеющейся продукции. Маркетинговые исследования, проводимые самими предприятиями или консалтинговыми компаниями, свидетельствуют о том, что отечественный рынок не будет потреблять столько продукции в ее прежнем виде, как раньше.

Сложившаяся ситуация на одном из предприятий, производящем большегрузные автомобили, — не исключение. Посмотрим, какие решения помогут преодолеть кризис.

Выход на другие рынки с прежней продукцией

Для реализации этого варианта производимый автомобиль нужно модернизировать в русле мировых тенденций, используя современные технологии и новые технические решения. Не исключено, что это будет электромобиль или гибридный автомобиль, работающий как на бензине, так и на электрическом аккумуляторе.

Подобные решения были представлены на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2009 г. Но предприятию, которое принимает данное решение, потребуются большие инвестиции, что сегодня практически невозможно.

Снижение издержек

Это традиционный путь, всегда актуальный и наиболее распространенный в отечественной практике. Экспресс-диагностика на основе SWOT-анализа и экспертный опрос специалистов предприятия показали направления, по которым следует работать. Они тоже весьма традиционны: уменьшение расходов на персонал и поиск дешевых источников сырья и комплектующих.

В кризисной ситуации, как правило, все расходы, не связанные с основным бизнесом, отсекаются. Остается только основной бизнес, все прочее продается или отдается на аутсорсинг, например неэффективное вспомогательное производство. При необходимости придется заниматься и этим. Но это тоже традиционное решение.

Повышение доходной части

Повышение доходной части для большинства предприятий является нетрадиционным решением, поэтому не рассматривается. Но ведь сегодня можно продавать, в частности, большегрузные автомобили, если пойти иным путем и реализовать другую бизнес-идею, отличающуюся от прежних.

Можно кардинально изменить систему сбыта готовой продукции и предлагать не автомобиль, а услугу, заключенную в нем. Допустим, услугу по перевозке грузов (полезных ископаемых) автомобилями большой грузоподъемности. Продавая ее на африканском континенте, можно повышать доходную часть.

Автомобиль с услугой по перевозке предоставляется вместе с командой, которая его квалифицированно использует и обслуживает. В нее входят водитель, инженер по эксплуатации, техник по обслуживанию и контролю его технического состояния.

Анализ бизнес-идеи

Проведенный специалистами-экспертами предварительный анализ решения по реализации данной бизнес-идеи показал возможность значительно повысить доходную часть (от 10 до 20% относительно того уровня дохода, который сложился на момент принятия данного решения) и выявил сильные и слабые стороны данного решения с различных точек зрения.

Так, в качестве слабых сторон рассматриваются риски:

  • по возможной смене политического устройства в государствах, где будет создана транспортная компания;
  • повышению интенсивности подобных предложений (идей) со стороны зарубежных фирм;
  • ценовой политике, в том числе конкурентов на транспортные услуги.

Слабые стороны имеет данное решение и с позиций экономики предприятия. Это необходимость заключать договоры на проведение полных информационных и консалтинговых услуг с фирмой, которая разработает развернутый бизнес-план (концепцию) создания деятельности транспортно-экспедиционной компании.

Сильные стороны:

  • более полная загрузка производственных мощностей завода;
  • возможность более полного использования всего модельного ряда автомобилей транспортно-экспедиционной компании;
  • страхование создаваемой транспортной компанией предприятия от всех возможных рисков будущей деятельности.
  • К сильным сторонам можно отнести и увеличение срока службы грузовиков за счет постоянного контроля в ходе их эксплуатации инженерами завода.

Данное решение имеет и сильный социальный аспект:

  • стабильный состав инженерно-технического персонала завода и возможное его увеличение;
  • новые рабочие места для водителей (до 1000 рабочих мест);
  • создание профессиональной команды зарубежных менеджеров, занимающихся транспортными услугами.

Более того, принятие столь нетрадиционного для предприятия решения открывает ему стратегические перспективы. К примеру, развитие транспортных услуг на рынках Африки, Южной Америки, Азии при существующем стабильном и растущем спросе на них.

Помимо этого имеется возможность повысить свою конкурентоспособность за счет работающих по такой схеме других предприятий, в частности производящих сельскохозяйственную технику.

 

Новое решение — новые подходы

Новое решение по сбыту требует и принципиально нового подхода к маркетингу и его организации.

Организационным решением такой бизнес-идеи может стать создание на африканском континенте транспортно-экспедиционной компании, акционерами которой будут завод-производитель (5% акций) и один из европейских банков (25% акций). Остальные акции могут быть распределены между менеджерами и другими заинтересованными участниками проекта.

Предприятие вносит в уставный капитал определенное количество автомобилей, а другие автомобили предлагает на условиях лизинга или договора купли-продажи.

Участники акционерного общества создают профессиональную команду менеджеров по транспортировке грузов. В такую компанию приглашаются опытные менеджеры-логисты с опытом работы в подобных структурах.

Транспортно-экспедиционная компания будет оказывать комплекс услуг по перевозке и экспедированию грузов, обслуживанию техники. Со временем могут быть созданы локальные технические центры по обслуживанию таких большегрузных автомобилей.