Государство отстраняется от пожаров

| статьи | печать

Министерство юстиции зарегистрировало приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404, которым утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах. Этот документ стал очередной вехой на пути проведения реформы в области пожарной безопасности. Окажутся ли преобразования эффективными и что они принесут отечественному бизнесу?

Чтобы огонь не пришел за данью

Научившись добывать огонь, человек получил не только благо, но и злейшего врага, за которым нужен глаз да глаз. Со временем была осознана необходимость создать на государственном уровне систему пожарной безопасности, подразумевающую наличие профессиональных огнеборцев и проведение профилактических мероприятий. Основателем пожарной службы на Руси принято считать Ивана III. Он организовал на городских улицах первые подразделения пожарно­-сторожевой службы, где служили особые приказчики. Он же установил правила отопления и освещения домов, повелев ремесленникам располагать свои мастерские вдали от жилых построек. Отличился на этом поприще и великий реформатор Петр I, которого можно считать основоположником системы пожарной безопасности в ее современном понимании. В 1710 г. он издал Указ «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня».

Необходимость реформ в деле борьбы с огнем осознало и нынешнее руководство России. Действительно, статистика пожаров в Российской Федерации вызывает тревогу. Приведем официальные данные, размещенные на сайте МЧС России. В 2008 г. произошло 200 386 возгораний, погибло 15 165 человек и получило травмы 12 800. В среднем ежедневно происходило 549 пожаров, гибло 42 человека, огнем уничтожалось 166 строений, 27 единиц автотракторной техники и 8 голов скота. Материальный ущерб только за один день составил 33 млн руб.

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-­экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Этот документ планирует создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России — аудита безопасности. Что такое аудит применительно к пожарной безопасности?

Пожарный аудит

Из статьи 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ) следует, что независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из девяти форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

Управление информации МЧС России обращает внимание, что такой аудит является альтернативным способом подтверждения соответствия. Первая форма — традиционная — государственный пожарный надзор: проверка объекта, выявление нарушений требований пожарной безопасности, применение санкций, выдача предписаний. Вторая — независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности. На объектах, в отношении которых проведена независимая оценка рисков, государственными органами пожарного надзора контрольные мероприятия не планируются. Это следует из п. 25 приказа МЧС России от 01.10.2007 № 517.

Вслед за этим документом названное ведомство приказом от 20.11.2007 № 607 утвердило Порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Этот правовой акт, в частности, устанавливает, что цель аккредитации — обеспечение доверия к деятельности организаций на основе подтверждения и официального признания их компетентности, позволяющей выполнять работы по соответствующим направлениям деятельности. При этом организация работы заявителя, претендующего на аккредитацию (его административная подчиненность и финансовое положение), должна исключать возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты проведения работ по оценке рисков.

Следующим шагом, направленным на «разгрузку» госпожнадзора, стало утверждение постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. Согласно документу такая оценка проводится на основании договора, заключенного между собственником (владельцем) объекта и соответствующей экспертной организацией, которая в течение пяти рабочих дней после утверждения заключения направляет его копию в структурное подразделение территориального органа МЧС России или в территориальный отдел подразделения.

Документ для профессионалов

Пожарный риск не должен превышать установленных допустимых значений. Из статьи 6 Закона № 123-ФЗ следует, что только в этом случае пожарная безопасность объекта считается обеспеченной. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 утверждены Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска. А Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (далее — Методика) утверждена приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, который зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2009 г. и вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования[1].

Отметим, что этот многостраничный нормативный акт, содержащий сложные формулы, рассчитан исключительно на профессионалов. Согласно п. 3 Методики расчетные величины определяются на основании:

  • анализа пожарной опасности объекта;
  • определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
  • построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
  • оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
  • наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями, установленными Законом № 123-ФЗ.

Положения Методики не распространяются на определение расчетных величин на производственных объектах специального назначения, к числу которых, в частности, отнесены военные объекты, объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывоопасных веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки, объекты, расположенные в лесах, линейные части магистральных трубопроводов.

* * *

Создавая институт пожарных аудиторов, государство освобождает органы госпожнадзора от непосредственных контактов с подконтрольными лицами. Во всяком случае количество контактов должно сократиться. Можно предположить, что инициаторы реформы пытаются таким образом бороться с коррупцией и одновременно стремятся сократить штат госаппарата и снизить пожарные риски.

Приходится также констатировать, что государство уходит из своей традиционной сферы, тем самым снимая с себя часть ответственности за состояние пожарной безопасности.

Результатом проводимой реформы, в частности, станет увеличение числа организаций, занимающихся непроизводственной деятельностью. Важно, чтобы пожарные аудиторы не превратились в неформальные придатки органов госпожнадзора.

Что касается подконтрольных лиц, им нужно готовиться к новым затратам, связанным с оплатой услуг пожарных аудиторов. Они будут оказывать подобные услуги на основании договора, о котором говорится в вышеуказанных Правилах.

Можно много говорить о плюсах и минусах проводимой реформы. Но ее истинный результат покажет неумолимая статистика. Если людские и материальные потери от пожаров действительно сократятся, всем станет ясно: реформа удалась.


[1] На момент подписания номера в печать официально не опубликован.