1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1174

Госзакупки: с чиновников спросят за все

Получить заказ на поставку товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд непросто. Особый порядок определен отдельным федеральным законом. И хотя потенциальный победитель должен пройти сквозь огонь, воду и медные трубы регламентированной процедуры, чиновникам порой удается в собственных интересах влиять на результат. Законодатель уверен, что только жесткие наказания помогут прекратить их манипуляции.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках), действующий с 1 января 2006 г., упорядочил систему государственных и муниципальных заказов. Но его правоприменительная практика показала, что лазейки, позволяющие должностным лицам принимать субъективные решения при размещении заказов, остались.

Спектр возможных нарушений

Генпрокуратура РФ по поручению Президента РФ усилила надзор в этой сфере. Сейчас идет волна прокурорских проверок, результаты которых указывают на многочисленные факты нарушений, связанных со злоупотреблениями полномочий должностными лицами (подробно об этом см. на сайте www.genproc.gov.ru).

Федеральной антимонопольной службе предложено представлять в прокуратуру материалы проверок, по которым выявлены нарушения законодательства о госзакупках, для принятия мер прокурорского реагирования.

Нарушений много. На это указывает богатая административная и судебная практика, размещенная на сайте ФАС России (www.fas.gov.ru). Начиная с манипулирования буквами и заканчивая незаконными требованиями к составу документов для участия в аукционах и торгах. Например, требуют представить нотариально удостоверенные копии документов (помимо выписки из Единого государственного реестра юридических лиц), что является нарушением ч. 2 ст. 35 Закона о госзакупках, или незаконно включают в конкурсную, аукционную документацию, а также извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места.

Поводов для наказания прибавилось

С 22 августа 2009 г. начнут действовать изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ (далее — Закон № 160-ФЗ).

Статьи КоАП РФ, посвященные нарушениям при размещении госзаказов, претерпели существенные изменения. В частности, расширены составы правонарушений, за которые представителям власти придется ответить перед законом.

Так, нарушение должностным лицом государственного (муниципального) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организацией сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в Интернете информации о размещении заказа путем запроса котировок, подлежащей такому опубликованию (размещению) по закону, не более чем на один рабочий день повлечет административный штраф: 3 тыс. руб. — для чиновника и 10 тыс. руб. — для организации. Если опубликование затянуто более чем на один день, размер штрафа составит 15 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно.

Аналогичная ответственность ожидает чиновников, если информация о размещении заказа опубликована с нарушением либо нарушен порядок представления конкурсной документации (документации об аукционе), ее разъяснения, а также порядок приема заявок на участие в конкурсе, аукционе или заявок на участие в запросе котировок.

Нередко члены конкурсной (единой комиссии) нарушают порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить госконтракт, открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, а также порядок оценки и сопоставления заявок. Бывает, что нарушается порядок отбора участников конкурса (аукциона) на право заключить госконтракт, им неправомерно отказывают в допуске к участию по основаниям, не предусмотренным законодательством. Члены аукционной (единой комиссии) могут нарушить и порядок проведения аукциона. Теперь все перечисленные нарушения будут наказываться штрафом в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.

В части 4 ст. 7.30 КоАП добавился новый административный состав для тех, кто включает в конкурсную, аукционную документацию или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Штраф за это составит 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. и не более 50 тыс. руб.

Аналогичное наказание будет применено и в случае установления требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Ограничение конкуренции: можно лишиться должности

За ограничение конкуренции теперь последует увольнение с занимаемой должности лиц гражданской службы федерального уровня и уровня субъекта РФ, в частности тех, кто осуществляет функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом.

Это стало возможным благодаря обновленному определению должностных лиц и понятия дисквалификации (ст. 2.4 и 3.11 КоАП РФ). Теперь названных представителей власти можно привлечь к административной ответственности вплоть до дисквалификации за нарушение законодательства о размещении госзаказов. Напомним, что дисквалификация заключается в лишении физлица права занимать определенные должности и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Расширены рамки ответственности, предусмотренной ст. 14.9 КоАП РФ, за ограничение свободы торговли. Указанный состав правонарушения включен в понятие ограничения конкуренции органами власти и органами местного самоуправления.

Ответственность наступает за совершение действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности. Состав нарушения довольно емкий, а для детализации конкретных противоправных деяний следует обращаться к Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности к главе «Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция», содержащей свыше 20 запретов.

Наказать по ст. 14.9 КоАП РФ могут должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Банка России. Ущемление прав представителями власти будет наказываться штрафом в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. Если должностное лицо привлекается не в первый раз, наказание будет более суровым: штраф 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет.