Власти решили угнаться за «мерсом»

| статьи | печать

Выделенные правительством АВТОВАЗУ 25 млрд руб. госпомощи автогигант, по поступившей информации, уже истратил. Толку — ноль, в августе предприятие пришлось закрыть. Но тяжелая ситуация и у других автопредприятий, работающих в России. Меры государственного спонсирования ставок по автокредитам явно не срабатывают. Наконец правительство решило с 2010 г. последовать успешному примеру Германии, а вслед за ней и других стран, доплачивающих своим гражданам за утилизацию старого авто и покупку нового — отечественного производства. Год потерян.

В июле сокращение продаж на автомобильном рынке продолжилось. По последним данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), реализация в России новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта за семь месяцев 2009 г. относительно аналогичного периода прошлого года упала на 50% (на 881 754 шт.), а в июле к июлю 2008го — на 58% (157 816 шт.).

По этому поводу вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян говорит: «Стоимость привлечения средств как для компаний, так и для потребителей постепенно снижается. Мы надеемся, что это приведет к росту потребительского оптимизма и вместе с окончанием периода отпусков положительно повлияет на продажи».

Отпускной штиль, конечно, сказался. Но что касается автокредитов, государственное спонсирование ставок по ним, очевидно, не дало того эффекта, на который рассчитывало правительство. Наконец ему приходится прибегнуть к мере, которую в Германии, США и других странах давно и успешно используют. Мы, как всегда, долго запрягаем.

Минпромторг объявил о начале с 2010 г. пилотного проекта, суть которого в том, чтобы стимулировать автовладельцев утилизировать старые авто и покупать новые российской сборки. По словам директора Департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, приводимым в сообщении этого министерства, предполагается принимать к утилизации автомобили старше десяти лет как отечественного, так и импортного производства, которые зарегистрированы на последнего владельца не меньше года. «Премия за рухлядь» составит 50 тыс. руб. в виде сертификата на покупку новых отечественных машин.

В России парк автомобилей старше десяти лет составляет около 50%, и многие эксперты полагают, что предлагаемая мера поможет основательно его обновить и одновременно поддержать действующих в отечестве автопроизводителей. Правда, проект Минпромторга заработает сначала в регионах, где есть инфраструктура по утилизации автостарья, — в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Значит, и этот процесс быстрым не получится.

Таблица

Десять наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в июле и за семь месяцев 2009 г. (данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортные, так и отечественные автомобили)

Модель

Марка

7 мес. 2009 г.

7 мес. 2008 г.

%

Июль 2009 г.

Июль 2008 г.

%

Priora

LADA

59 405

70 303

–16

10 349

13 673

–24

Samara

LADA

55 180

105 459

–48

7973

17 176

–54

2105/2107

LADA

42 108

101 794

–59

5467

13 300

–59

Kalina

LADA

38 309

54 208

–29

6182

7659

–19

Focus

FORD

32 689

56 380

–42

3414

10 023

–66

Logan

RENAULT

30 702

48 761

–37

5121

7687

–33

Lacetti

CHEVROLET

19 677

51 488

–62

1624

6499

–75

Lanos

CHEVROLET

16 936

29 583

–43

1909

4115

–54

Nexia

DAEWOO

16 668

31 325

–47

1948

5764

–66

Matiz

DAEWOO

14 609

31 145

–53

1687

4181

–60